Версия для слабовидящих

Байбородова Людмила Васильевна

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск


Факультет социального управления
Кафедра педагогических технологий
Основные сотрудники:

Штатный формуляр на 22.11.2017 XLS | PDF

Байбородова Людмила Васильевна

Контакты:

Научные степени и звания

Л.В. Байбородова, заведующий кафедрой педагогических технологий, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный работник Высшей школы РФ, действительный член Российской академии естественных наук.

Биографическая информация

Л.В. Байбородова работает в Ярославском государственном педагогическом университете с 1976 года. С 1996 года по настоящее время - заведующая кафедрой педагогических технологий. Действительный член РАЕН с 1996 года.

Л.В. Байбородова член диссертационного совета по защите докторских диссертаций по педагогике в Ярославском государственном педагогическом университете, входила в состав диссертационного совета по защите докторских диссертаций в Калининградском государственном университете.

Одним из направлений научной, методической и практической работы Л.В. Байбородовой на протяжении всех лет профессиональной деятельности является разработка проблем теории и методики воспитания в системе разных типов образовательных учреждений. Она является одним из авторов Концепции региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области, Концепции деятельности классного руководителя. Л.В. Байбородовой разработаны авторские курсы повышения квалификации педагогических работников по различным проблемам воспитания («Взаимодействие школы и семьи», «Управление воспитательным процессом», «Развитие воспитательной системы образовательного учреждения», «Современные технологии воспитания» и другие), которые востребованы во многих регионах страны и проводятся ею на региональном и всероссийском уровнях с 1985 г. (Вологда, Киров, Псков, Кострома, Владимир, Ульяновск, Иваново, Сыктывкар, Калининград, Мурманск, Ярославль). Подтверждением достижений в этом направлении является присвоение ей дважды звания Лауреата Премии Правительства РФ в сфере образования в 2002, 2007 годах. Л.В. Байбородова внесла существенный вклад в решение проблем воспитания детей-сирот. В течение пяти лет она руководила творческим коллективом научных и практических работников Ярославской области по разработке темы «Преодоление трудностей социализации детей-сирот», в течение трех лет являлась научным руководителем детского оздоровительного центра для детей-сирот, под ее руководством подготовлено и издано учебное пособие в рамках президентской программы «Дети России» для использования во всех регионах страны. Л.В. Байбородова является автором концепции воспитательного процесса в детских домах и школах-интернатах, которая оказала существенную помощь педагогам, работающим в этих детских учреждениях. Она стала лауреатом премии губернатора Ярославской области в области образования (2000) за разработку учебно-методических пособий по проблемам воспитания детей-сирот. С 2008 года она осуществляет руководство разработкой учебных пособий и учебно-методических материалов по трудовому воспитанию и профориентации детей-сирот, постинтернатному сопровождению выпускников детских домов в рамках фонда «Виктория», организовала в 12 регионах России авторские семинары и тренинги для администрации и педагогов детских домов.

Важное направление научно-методической и практической деятельности Л.В. Байбородовой с 1982 года - разработка и личное участие в решении проблем сельской школы. С 1996 года она является научным руководителем и заведующей лаборатории проблем сельской школы, созданной в институте педагогики и психологии ЯГПУ, с 2004 года – руководитель лаборатории сельской школы в Институте развития образования Вологодской области, с 2006 года – научный руководитель пилотного проекта «Развитие социального потенциала сельских поселений» в Вологодской области. С 1998 года Л.В. Байбородова является заместителем председателя научно-методического совета Министерства образования и науки Российской Федерации по подготовке учителей малокомплектных сельских школ. Решением Президиума Российской Академии Естествознания от 08.06.2010 года Л.В. Байбородовой присвоено Почетное звание «Основатель научной школы» по теме «Воспитание и обучение в сельской школе». Под ее научным руководством создана и внедрена Концепция и программа развития сельской малочисленной школы в Ярославской области, Концепция и программа развития сельской школы в Вологодской области. Л.В. Байбородовой разработана Концепция обучения в разновозрастных группах учащихся, на основе которой ею и ее учениками подготовлено около 100 книг. По инициативе Л.В. Байбородовой созданы и плодотворно работают под ее руководством Межрегиональный научно-методический центр «Педагогика сельской школы», проблемная группа педагогов по разработке модели непрерывной подготовки учителя сельской школы.

Л.В. Байбородова является автором и руководителем курсов повышения квалификации педагогов и руководителей сельских школ, организатором деятельности 11 проблемных групп учителей по разработке наиболее актуальных тем. При лаборатории сельской школы ИПП ЯГПУ ею созданы стажерские площадки на базе 10 сельских школ для обучения педагогов и студентов новым образовательным технологиям. Л.В. Байбородова осуществляет руководство экспериментальными региональными площадками на базе 9 сельских школ, три из них (Великосельская, Мичуринская и Бармановская) получили гранты в рамках национального проекта, Мичуринская средняя школа и Бармановская основная школа стали победителями конкурса «Лучшая школа России». С 2011 года Л.В. Байбородова является научным руководителем трех региональных инновационных площадок, объединяющих 24 сельских школы, по разработке и внедрению идей ФГОС общего образования.

Л.В. Байбородова - организатор ежегодных межрегиональных и всероссийских конференций, посвященных проблемам сельской школы, воспитанию и социализации детей-сирот, участвует в работе Международного института межкультурных коммуникаций, где проводит авторские занятия для слушателей Польши и различных регионов России. Л.В. Байбородовой создана кафедра педагогических технологий, на которой все преподаватели имеют научную степень, большая часть из них - ее бывшие студенты, защитившие диссертации под ее руководством. Коллектив кафедры стал организатором многих дел в институте и университете (студенческие педагогические отряды, педагогические классы, инструктивные сборы для студентов, работающих в детских оздоровительных лагерях области, в Российском детском центре «Орленок»), а также областной педагогической олимпиады, семинаров в образовательных учреждениях по освоению новых образовательных технологий. При кафедре действуют три филиала кафедры на базе школ № 1, 25, 87. Под руководством Л.В. Байбородовой открыта магистратура и бакалавриат по направлению «Педагогика», «Психолого-педагогическое образование», разработаны учебно-методические комплексы по всем дисциплинам кафедры, Концепция педагогической практики студентов бакалавриата и магистратуры. Ею подготовлены и ведутся авторские спецкурсы для студентов по актуальным педагогическим проблемам.

Как преподаватель Л.В. Байбородова использует в своей работе современные педтехнологии, активно привлекает студентов к исследовательской работе лаборатории и кафедры. Ею подготовлено совместно со студентами несколько методических брошюр и учебно-методических пособий.

Л.В. Байбородова проводит большую общественную работу, участвует в деятельности экспертных групп различных областных конкурсов в сфере образования, более десяти лет является председателем жюри областного конкурса «Школа года», областного и городского конкурсов «Самый классный классный», участвовала в работе экспертной группы Всероссийского конкурса «Лучшая школа России», 15 лет является председателем координационного совета по организации педагогической практики в ЯГПУ.

За педагогическую и научную деятельность Людмила Васильевна Байбородова награждена медалью К.Д. Ушинского (1998), знаком «Почетный работник высшего и профессионального образования» (2002), знаком «Заслуженный работник высшей школы РФ» (2008), дважды лауреат премии Правительства России в области образования (2002, 2007).

Под научным руководством Людмилы Васильевны защищено 48 кандидатских и 3 докторских диссертации.

Читаемые курсы

  • «Методология психолого-педагогических исследований»;
  • «Педагогика и психология высшей школы»;
  • «Современные проблемы образования и науки»;
  • «Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях»;
  • «Воспитательная работа в вузе»;
  • «Взаимодействие школы и семьи»;
  • «Обучение и воспитание в сельской школе»;
  • «Актуальные вопросы развития образования».

Область научных интересов

  • Теория и методика воспитания;
  • Управление воспитательным процессом;
  • Обучение и воспитание в сельской школе.

Автор концепции развития сельской малочисленной школы.
Соавтор концепции профильной подготовки сельских школьников, концепции воспитательного процесса в детских домах и учреждениях интернатного типа, концепции деятельности классного руководителя Ярославской области и др.

Награды

  • Дважды Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2002, 2007 гг.);
  • Почетный работник высшего профессионального образования (2002 г.);
  • Заслуженный работник Высшей школы РФ (2008 г.);
  • Медаль К.Д.Ушинского (1998 г.);
  • Дважды Лауреат Премии Губернатора Ярославской области.

Участие в грантах

  • Гранты на проведение научных исследований Министерства образования и науки:
    • по проблемам социализации детей-сирот (1997-2003 гг.);
    • по проблемам организации обучения в сельской малочисленной школе (2001- 2003 гг.);
    • по подготовке педагогов дополнительного образования на основе компетентностного подхода (2008 г.);
    • грант фонда «Виктория» на разработку методических материалов для воспитателей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2009 г.).
    • 2013 год: РГНФ, основной конкурс (проект Г) – организация и проведение Международной научно-практической конференции «Воспитание демократической культуры участников образовательного процесса» (заявка поддержана);
    • Разработка вариативной модели подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в вузе в соответствии с ФГОС ВПО, заказом рынка труда и новыми профессиональными стандартами (2014г.).

Публикации

Автор более 800 научных публикаций, в том числе ,более 300 учебно-методических пособий и монографий.

Список научных и учебно-методических работ

  1. Байбородова Л.В., Кривунь М.П. Профессиональная подготовка тьюторов для сферы образования. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 229 с.
  2. Байбородова Л.В. Особенности организации дополнительного образования сельских школьников // Журнал педагогических исследований. Том 5. 2020. № 6. С. 33-42
  3. Байбородова Л.В. Данданова С.В. Концепции организации коллективной творческой деятельности// 21 век: фундаментальная наука и технологии: материалы XXIII международной научно-практической конференции, 18-19 мая 2020 г., North Charleston, USA. USA: Blurb, 2020. С. 100-102.
  4. Байбородова Л.В., Шипкова Е.Н. Анализ практики частных вспомогательных занятий с сельскими школьниками // Образование и саморазвитие. Том 15, № 1, 2020. – С. 79-92.
  5. Байбородова Л.В. Субъектно-ориентированные педагогические технологии// Дополнительное образование - эффективная система развития способностей детей и воспитания социально ответственной личности Сборник научных статей международной научно-практической конференции, 06-07 февраля 2020 г., Курск, Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2020 С. 20-24.
  6. Байбородова Л.В. Использование субъектно-ориентированных технологий в профессиональной подготовке специалистов // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера: Материалы 14-ой Международной научно-практической конференции (г. Казань, 28 мая 2020 года). / Под общей редакцией д.п.н. Р.С. Сафина; к. п. н. И.Э. Вильданова. – Казань: РИЦ «Школа», 2020. С.68-72.
  7. Байбородова Л.В., Кривунь М.П. Профессиональная подготовка педагогов-тьюторов как научная проблема // Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в современном вузе: коллективная монография / Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. С.6-17.
  8. Байбородова Л.В., Кривунь М.П. Концептуальные основы профессиональной подготовки педагогов-тьюторов// Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в современном вузе: коллективная монография / Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. С.17-29.
  9. Байбородова Л.В., Зеленова Д.А., Пополитова О.В. Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации национального проекта «образование» // Непрерывное образование: XXI век. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет. 2020. – Вып. 2 (30).
  10. Байбородова Л.В., Тамарская Н.В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2020. Т. 84. № 7. С. 22-30.
  11. Байбородова Л.В. Концептуальные идеи развития взаимодействия педагогов и семьи // Социокультурное пространство села как источник трансляции семейных традиций. материалы Межрегиональной научнопрактической конференции. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Саранск, 2020. С. 2.
  12. Байбородова Л.В., Тамарская Н.В. Педагогические технологии для современного поколения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 8-16.
  13. Байбородова Л.В. Инновационно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития педагогов сельских образовательных организаций // Педагогика сельской школы. 2020. № 1. С. 76-94.
  14. Байбородова Л.В., Зеленова Д.А., Пополитова О.В. Научно-практическая конференция как форма деятельности сообщества сельских педагогов // Педагогика сельской школы. 2020. № 3 (5). С. 116-136.
  15. Байбородова Л.В., Данданова С.В., Миронова А.Н. Подготовка студентов к использованию субъектно-ориентированных технологий в педагогической деятельности // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2020 Т. 15, № 4 С. 44–55.
  16. Байбородова Л.В. Особенности организации театральной деятельности сельских школьников // Вестник Костромского государственного университета. 2020.№ 4. С. 33-40
  17. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитание свободного человека— Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. — 264 с.
  18. Байбородова Л.В., Иванова И.В., Рожков М.И., Т.В. Машарова, Т.В. Лушникова Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков / Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура). Монография. / Иванова И.В. - Москва: Русайнс, 2020. - 132 с.
  19. Байбородова Л.В. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности// Вестник Московского университета. Серия 20 Педагогическое образование. 2020. №4. С. 50-60
  20. Байбородова Л.В., Серебрянников Л.Н., Тамарская Н.В., Черняева М.Г. Концептуальные основы профессиональной ориентации детей-сирот в детских домах // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный рецензируемый журнал / под ред. Научной школы Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2020. - №3(53). – с. 50-53.
  21. Байбородова Л.В. Сельские образовательные организации как объект исследования // Фундаментальные и прикладные проблемы психологии и педагогики образования: результаты исследований научных лабораторий НЦ РАО при ЯГПУ, 2018-2020 г.г.: коллективная монография / под ред Л.В.Байбородовой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. с. 208-2017.
  22. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса // Фундаментальные и прикладные проблемы психологии и педагогики образования: результаты исследований научных лабораторий НЦ РАО при ЯГПУ, 2018-2020 г.г.: коллективная монография / под ред. Л.В.Байбородовой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. с. 227-234.
  23. Байбородова Л.В. Воспитание и обучение в разновозрастных группах // Фундаментальные и прикладные проблемы психологии и педагогики образования: результаты исследований научных лабораторий НЦ РАО при ЯГПУ, 2018-2020 г.г.: коллективная монография / под ред Л.В.Байбородовой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. с. 235-238.
  24. Байбородова Л.В. Интеграция общего и дополнительного образования // Фундаментальные и прикладные проблемы психологии и педагогики образования: результаты исследований научных лабораторий НЦ РАО при ЯГПУ, 2018-2020 г.г.: коллективная монография / под ред Л.В.Байбородовой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. с. 239-246.
  25. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса // Педагогика и психология: Новые векторы конвергенции знания: коллективная монография / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. С. 110-128.
  26. Байбородова Л.В. Основные направления исследований сельских образовательных организаций // Педагогика и психология: Новые векторы конвергенции знания: коллективная монография / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. С. 156-175.
  27. Байбородова Л.В. Современные педагогические средства обучения и воспитания // Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации Национального проекта «Образование»: материалы всероссийской научно-практической конференции [26-27 марта 2020 г.] . РИО ЯГПУ; ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. Часть 1. С. 20-27.
  28. Байбородова Л.В. Социокультурные и психолого-педагогические факторы развития субъектов образовательного пространства сельских территорий: материалы международной научной конференции [29-30 октября 2020 г.] / под науч. ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль, 2020. – 603 с.
  29. Байбородова Л.В. Концептуальные основы профессиональной ориентации детей-сирот в детских домах // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный рецензируемый журнал / под ред. Научной школы Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2020. - №3(53). – с. 50-53.
  30. Байбородова Л.В. Современные педагогические средства воспитания сельских школьников // Социокультурные и психолого-педагогические факторы развития субъектов образовательного пространства сельских территорий : материалы международной научной конференции [29-30 октября 2020 г.] / под науч. ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль, 2020. – с. 105-112.
  31. Байбородова Л.В. Условия и ресурсы образовательной деятельности детей в сельских школах // Школа сельской местности - пространство открытый / под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во Литера, 2020. - С. 34-46.
  32. Байбородова Л.В. Организация проектной деятельности школьников // Школа сельской местности - пространство открытый / под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во Литера, 2020. - С. 47-60.
  33. Байбородова Л.В., Белкина В.Н., Гущина Т.Н., Бурухин С.Ф. Формирование рефлексивной педагогической позиции у студентов // Педагогика. 2021. №1. С. 84-93.
  34. Байбородова Л.В. Субъектно-ориентированные технологии воспитания в дополнительном образовании// Воспитать человека: Методичекие рекомендации по воспитательной деятельности, организации и проведению Всероссийского конкурса педагоических работников «Воспитать человека» в 2020 году / Сост. Л.С. Львова; науч. ред. М.И. Рожков. – М.: ИД «Методист», 2021. №21. С. 13-21.
  35. Bayborodova L.V., Shipkova E.N. Pedagogical Tools for the Formation of the Subject Position of Students in the Conditions of Distance Learning // Proceedings of International Scientific and Practical Conference “Russia 2020 - a new reality: economy and society” (ISPCR 2020) Advances in Economics, Business and Management Research, volume 164, 98-102.
  36. Bayborodova L., Vorontsova A., Shipkova E. Distance Learning as a Means of Forming Subjective Attitude in Physically Challenged Children // The 1st International Conference on Computer Technology Innovations dedicated to the 100th anniversary of the Gorky House of Scientists of Russian Academy of Science (ICCTI — 2020). OFFICIAL CONFERENCE PROCEEDINGS.,St. Petersburg: LLC PH PETROPOLIS, 2020, 46-52pp.
  37. Bayborodova L., Lushnikova T., Serebrennikov L., Tamarskaya N. Socio-economic factors of accessibility of additional education for rural schoolchildren // MSC 2020 International Scientific and Practical Conference «MAN. SOCIETY. COMMUNICATION». DOI: 10.15405/epsbs.2021.05.02.170
  38. Bayborodova L.V., Shipkova E.N. Pedagogical Tools for the Formation of the Subject Position of Students in the Conditions of Distance Learning // Proceedings of International Scientific and Practical Conference “Russia 2020 - a new reality: economy and society” (ISPCR 2020) Advances in Economics, Business and Management Research, volume 164, 98-102
  39. Bayborodova L., Vorontsova A., Shipkova E. Distance Learning as a Means of Forming Subjective Attitude in Physically Challenged Children // The 1st International Conference on Computer Technology Innovations dedicated to the 100th anniversary of the Gorky House of Scientists of Russian Academy of Science (ICCTI — 2020). OFFICIAL CONFERENCE PROCEEDINGS, 46-52