Версия для слабовидящих

Информатика и информационные технологии в образовании — различия между версиями

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
(Информатика-Математика (очная форма обучения))
Строка 13: Строка 13:
  
 
==Информатика-Математика (очная форма обучения)==
 
==Информатика-Математика (очная форма обучения)==
 +
* ЕГЭ: русский язык, обществознание, математика
 +
* на базе СПО, ВО: ЕГЭ / русский язык (изложение), обществознание (тест), математика (письменная работа)
 +
* форма обучения: очная, 5 лет
 +
 +
Математика и информатика являются ключевыми предметами, которые изучаются  в школах, колледжах, вузах независимо от профиля подготовки. Учителя и преподаватели математики и информатики, специалисты в сфере информационных технологий всегда востребованы. Подготовка бакалавра одновременно по двум профилям позволяет обеспечить полную занятость выпускника в образовательных учреждениях различного уровня, отделах информатизации предприятий.
 +
 +
Совмещение профилей позволяет углубить предметно-методическую подготовку будущего профессионала: будущий преподаватель математики приобретает умения в области разработки электронных образовательных ресурсов, использования информационных технологий в образовании, учитель информатики – глубокие знания математических основ информатики.
 +
 +
'''Кому адресован профиль'''
 +
 +
Профиль адресован тем, кто интересуется математикой, информатикой и информационными технологиями; хочет стать высококвалифицировнным профессионалом в этих областях, желает связать свою судьбу с преподаванием математики и информатики или с работой в сфере информационных технологий.
 +
 +
'''Сферы профессиональной деятельности'''
 +
 +
* Современный учитель школы: информатика, математика, алгебра, геометрия
 +
* Преподаватель специальных дисциплин: компьютерное моделирование, программирование, информационные системы, информационная безопасность, математических дисциплин
 +
* Педагог дополнительного образования: детские центры, центры раннего развития по специализации компьютерная графика, анимация, робототехника, 3D-моделирование, программирование
 +
* Software engineer: разработка, тестирование, внедрение и сопровождение программного обеспечения
 +
* Веб-разработчик
 +
* Системный администратор
 +
* Разработчик обучающих программных сред
 +
* Специалист отдела информатизации предприятия, специалист по комплексной автоматизации бизнес-процессов
 +
* Специалист по корпоративному обучению
 +
 +
'''Особенности обучения'''
 +
 +
В процессе обучения применяются активные методы обучения; групповая и индивидуальная работа, мастер-классы, разбор конкретных ситуаций (кейсов), проектная деятельность, дискуссии. Используются технологии смешанного обучения, предусматривающие активное использование различных электронных цифровых образовательных ресурсов (включая разработанные преподавателями онлайн-курсы) и других программных продуктов. Большая часть практических и лабораторных работ проходит в специально оборудованных компьютерных классах, для лекций используются аудитории, оборудованные интерактивными досками и проекторами. Все читаемые курсы обеспечены задачниками, учебными пособиями и учебниками, написанными и апробированными преподавателями факультета.
 +
 +
'''Примеры изучаемых дисциплин'''
 +
 +
* Цифровая информационно-образовательная среда и кибербезопасность
 +
* Численные методы и исследование операций
 +
* Программирование и решение прикладных задач
 +
* Языки программирования и методы трансляции
 +
* Компьютерное моделирование
 +
* Теоретические основы информатики
 +
* Компьютерные сети
 +
* Основы искусственного интеллекта
 +
* Информационные системы
 +
* Основы микроэлектроники и архитектура ЭВМ
 +
* Избранные главы теории игр
 +
* Методика обучения и воспитания в области информатики
 +
* Математический анализ
 +
* Алгебра
 +
* Геометрия
 +
* Математическая логика и теория алгоритмов
 +
* Элементарная математика
 +
* Теория и методика обучения математике
 +
* Внеурочная деятельность по математике
 +
 +
'''Практика'''
 +
 +
Образовательная программа включает разные виды практик, проходящих на базе университета и образовательных учреждений Ярославля и Ярославской области. В рамках учебной проектно-технологической практики осуществляется разработка индивидуальных и групповых проектов, проектирование учебных занятий.
 +
Производственная педагогическая практика проводится на базе детских оздоровительных лагерей и школ, производственная технологическая практика связана с разработкой дидактических компьютерных материалов.
 +
 +
'''Научные исследования студентов и преподавателей'''
 +
 +
На факультете работают научные школы по функциональному анализу, геометрии, теории и методике преподавания математики, по использованию математической статистики в педагогике и спорте.
 +
 +
На кафедре теории и методики обучения информатике работают два студенческих кружка – по олимпиадному программированию и по программному обеспечению персональных компьютеров. Студенты участвуют в различных олимпиадах и конкурсах по информатике, программированию и математике, включая туры международных олимпиад по информатике. Ежегодно кафедрой теории и методики обучения информатике проводится олимпиада по программированию и Всероссийский дистанционный командный квест «Вокруг информатики».
 +
 +
Студенты разрабатывают собственные подходы к преподаванию математики и информатики, создают электронные образовательные ресурсы и обучающие программные среды.
 +
 +
Примеры тем выпускных квалификационных работ:
 +
* «Обучение Web-программированию старших школьников»,
 +
* «Создание модуля по изучению SQL элективного курса для профильных классов»,
 +
* «Разработка и применение электронных образовательных ресурсов по информатике для начальной школы»,
 +
* «Методика преподавания темы «Коммуникационные технологии» в 9 классе с использованием wiki-технологии»,
 +
* «Разработка электронного пособия по теме «Тенденции развития средств информационно-коммуникационных технологий»,
 +
* «Организация разновозрастных занятий по информатике в сельской малокомплектной школе при изучении темы «Алгоритмы и исполнители» в 5-7 классах».
 +
 +
'''Преподаватели'''
 +
 +
* Смирнов Евгений Иванович, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук
 +
* Афанасьев Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации
 +
* Корнилов Петр Анатольевич, кандидат физико-математических наук, доцент
 +
* Жохова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент
 +
* Плясунова Ульяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент
 +
* Заводчикова Надежда Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент
 +
* Трошина Татьяна Львовна, кандидат физико-математических наук, доцент
 +
* Буракова Галина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан физико-математического факультета
 +
 +
'''Наша география'''
 +
 +
В настоящее время 46% обучающихся студентов проживают в городе Ярославле, 35% - в Ярославской области, 19% - в других регионах Российской Федерации. На данном профиле обучаются студенты, закончившие образовательные учреждения Архангельской, Вологодской, Костромской области, Республики Коми, Забайкальского края. Среди студентов Ярославской области – жители Рыбинска, Тутаева, Переславля-Залесского, Любима, Углича, Большого села.
 +
 +
'''Научные и творческие коллективы студентов'''
 +
 +
Студенческая жизнь физико-математического факультета – яркая и насыщенная: спортивные соревнования, интеллектуальные игры, творческие вечера, квесты, конкурсы, олимпиады. С творческими мероприятиями факультета можно ознакомиться в группе https://vk.com/fmfyspu
 +
 +
На факультете действуют студенческие научные лаборатории:
 +
* Разработка учебных программных сред (Научный руководитель Корнилов П.А.)
 +
* Образовательные квесты по информатике (Научный руководитель Плясунова У.В.)
 +
 +
'''Перспективы'''
 +
 +
Имеется возможность продолжения обучения в магистратуре по программам «Теория и методика реализации программ углубленного изучения математики», «Теория и методика реализации программ углубленного изучения информатики» (очная форма обучения) и программе «Информационные технологии в образовании, управлении и социальной сфере» (заочная форма обучения).
  
 
==Информатика (заочная форма обучения)==
 
==Информатика (заочная форма обучения)==

Версия 09:36, 4 июля 2019

Перейти: Факультеты ЯГПУ
Физико-математический факультет
Профили подготовки

Поступающим на ФМФ:

  • Очная форма обучения: направление 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», срок обучения - 5 лет, профиль «Информатика - Математика».
  • Заочная форма обучения: направление 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Информатика», срок обучения - 5 лет (предусмотрен также сокращенный срок обучения)

Для поступления необходимо успешно пройти конкурсные испытания. В качестве вступительных экзаменов принимаются результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию. По окончании обучения присваивается квалификация «академический бакалавр». Выпускники могут продолжить свое обучение в магистратуре ФМФ.

Информатика-Математика (очная форма обучения)

  • ЕГЭ: русский язык, обществознание, математика
  • на базе СПО, ВО: ЕГЭ / русский язык (изложение), обществознание (тест), математика (письменная работа)
  • форма обучения: очная, 5 лет

Математика и информатика являются ключевыми предметами, которые изучаются в школах, колледжах, вузах независимо от профиля подготовки. Учителя и преподаватели математики и информатики, специалисты в сфере информационных технологий всегда востребованы. Подготовка бакалавра одновременно по двум профилям позволяет обеспечить полную занятость выпускника в образовательных учреждениях различного уровня, отделах информатизации предприятий.

Совмещение профилей позволяет углубить предметно-методическую подготовку будущего профессионала: будущий преподаватель математики приобретает умения в области разработки электронных образовательных ресурсов, использования информационных технологий в образовании, учитель информатики – глубокие знания математических основ информатики.

Кому адресован профиль

Профиль адресован тем, кто интересуется математикой, информатикой и информационными технологиями; хочет стать высококвалифицировнным профессионалом в этих областях, желает связать свою судьбу с преподаванием математики и информатики или с работой в сфере информационных технологий.

Сферы профессиональной деятельности

  • Современный учитель школы: информатика, математика, алгебра, геометрия
  • Преподаватель специальных дисциплин: компьютерное моделирование, программирование, информационные системы, информационная безопасность, математических дисциплин
  • Педагог дополнительного образования: детские центры, центры раннего развития по специализации компьютерная графика, анимация, робототехника, 3D-моделирование, программирование
  • Software engineer: разработка, тестирование, внедрение и сопровождение программного обеспечения
  • Веб-разработчик
  • Системный администратор
  • Разработчик обучающих программных сред
  • Специалист отдела информатизации предприятия, специалист по комплексной автоматизации бизнес-процессов
  • Специалист по корпоративному обучению

Особенности обучения

В процессе обучения применяются активные методы обучения; групповая и индивидуальная работа, мастер-классы, разбор конкретных ситуаций (кейсов), проектная деятельность, дискуссии. Используются технологии смешанного обучения, предусматривающие активное использование различных электронных цифровых образовательных ресурсов (включая разработанные преподавателями онлайн-курсы) и других программных продуктов. Большая часть практических и лабораторных работ проходит в специально оборудованных компьютерных классах, для лекций используются аудитории, оборудованные интерактивными досками и проекторами. Все читаемые курсы обеспечены задачниками, учебными пособиями и учебниками, написанными и апробированными преподавателями факультета.

Примеры изучаемых дисциплин

  • Цифровая информационно-образовательная среда и кибербезопасность
  • Численные методы и исследование операций
  • Программирование и решение прикладных задач
  • Языки программирования и методы трансляции
  • Компьютерное моделирование
  • Теоретические основы информатики
  • Компьютерные сети
  • Основы искусственного интеллекта
  • Информационные системы
  • Основы микроэлектроники и архитектура ЭВМ
  • Избранные главы теории игр
  • Методика обучения и воспитания в области информатики
  • Математический анализ
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Математическая логика и теория алгоритмов
  • Элементарная математика
  • Теория и методика обучения математике
  • Внеурочная деятельность по математике

Практика

Образовательная программа включает разные виды практик, проходящих на базе университета и образовательных учреждений Ярославля и Ярославской области. В рамках учебной проектно-технологической практики осуществляется разработка индивидуальных и групповых проектов, проектирование учебных занятий. Производственная педагогическая практика проводится на базе детских оздоровительных лагерей и школ, производственная технологическая практика связана с разработкой дидактических компьютерных материалов.

Научные исследования студентов и преподавателей

На факультете работают научные школы по функциональному анализу, геометрии, теории и методике преподавания математики, по использованию математической статистики в педагогике и спорте.

На кафедре теории и методики обучения информатике работают два студенческих кружка – по олимпиадному программированию и по программному обеспечению персональных компьютеров. Студенты участвуют в различных олимпиадах и конкурсах по информатике, программированию и математике, включая туры международных олимпиад по информатике. Ежегодно кафедрой теории и методики обучения информатике проводится олимпиада по программированию и Всероссийский дистанционный командный квест «Вокруг информатики».

Студенты разрабатывают собственные подходы к преподаванию математики и информатики, создают электронные образовательные ресурсы и обучающие программные среды.

Примеры тем выпускных квалификационных работ:

  • «Обучение Web-программированию старших школьников»,
  • «Создание модуля по изучению SQL элективного курса для профильных классов»,
  • «Разработка и применение электронных образовательных ресурсов по информатике для начальной школы»,
  • «Методика преподавания темы «Коммуникационные технологии» в 9 классе с использованием wiki-технологии»,
  • «Разработка электронного пособия по теме «Тенденции развития средств информационно-коммуникационных технологий»,
  • «Организация разновозрастных занятий по информатике в сельской малокомплектной школе при изучении темы «Алгоритмы и исполнители» в 5-7 классах».

Преподаватели

  • Смирнов Евгений Иванович, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук
  • Афанасьев Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации
  • Корнилов Петр Анатольевич, кандидат физико-математических наук, доцент
  • Жохова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент
  • Плясунова Ульяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент
  • Заводчикова Надежда Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент
  • Трошина Татьяна Львовна, кандидат физико-математических наук, доцент
  • Буракова Галина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан физико-математического факультета

Наша география

В настоящее время 46% обучающихся студентов проживают в городе Ярославле, 35% - в Ярославской области, 19% - в других регионах Российской Федерации. На данном профиле обучаются студенты, закончившие образовательные учреждения Архангельской, Вологодской, Костромской области, Республики Коми, Забайкальского края. Среди студентов Ярославской области – жители Рыбинска, Тутаева, Переславля-Залесского, Любима, Углича, Большого села.

Научные и творческие коллективы студентов

Студенческая жизнь физико-математического факультета – яркая и насыщенная: спортивные соревнования, интеллектуальные игры, творческие вечера, квесты, конкурсы, олимпиады. С творческими мероприятиями факультета можно ознакомиться в группе https://vk.com/fmfyspu

На факультете действуют студенческие научные лаборатории:

  • Разработка учебных программных сред (Научный руководитель Корнилов П.А.)
  • Образовательные квесты по информатике (Научный руководитель Плясунова У.В.)

Перспективы

Имеется возможность продолжения обучения в магистратуре по программам «Теория и методика реализации программ углубленного изучения математики», «Теория и методика реализации программ углубленного изучения информатики» (очная форма обучения) и программе «Информационные технологии в образовании, управлении и социальной сфере» (заочная форма обучения).

Информатика (заочная форма обучения)

Преимущества обучения информатике на физико-математическом факультете ЯГПУ

Учиться по профилю подготовки «Информатика» непросто, но интересно. Студенты, обучающиеся по профилю «Информатика», осваивают теоретические основы информатики, алгоритмику и программирование на различных языках, компьютерное моделирование, информационные и коммуникационные технологии, психологию и педагогику, методику преподавания информатики.

На кафедре теории и методики обучения информатике разработаны и оригинальные спецкурсы для студентов, в том числе спецкурс по развивающим играм.

С первого курса студенты-информатики участвуют в различных олимпиадах и конкурсах по информатике, информационным технологиям, программированию и математике, включая очные и заочные туры международных олимпиад по информатике. В 2013 и 2014 году студенты специальности «Информатика» стали призерами международных олимпиад по информатике. Команды студентов-информатиков ЯГПУ регулярно участвуют в четвертьфинальных соревнованиях чемпионата мира по программированию. Студенты участвуют со своими научными разработками в конкурсах «Шаг в будущее», «Инновационный потенциал молодежи», Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи – НТТМ. Доброй традицией стала победа студентов, обучающихся по профилю «Информатика и информационные технологии в образовании», в номинации НТТМ «Информационные технологии. Производственные технологии». Ежегодно кафедрой теории и методики обучения информатики проводится открытая университетская олимпиада по программированию с участием других вузов.

См. страницу "Научная деятельность студентов кафедры теории и методики обучения информатике"

Кафедра теории и методики обучения информатике всегда рада своим студентам – как в учебное, так и во внеучебное время: в компьютерных классах кафедры можно воспользоваться интернет-ресурсами и информационными ресурсами локальной сети, разработанными специально для студентов факультета, получить консультации преподавателей и совместно заниматься различными проектами, или просто за чашкой чая пообщаться на интересные темы, связанные с информатикой и информационными технологиями.

После окончания обучения наши выпускники работают программистами, системными администраторами, учителями информатики, преподавателями вузов и колледжей, педагогами дополнительного образования, занимаются предпринимательством в сфере информационных технологий.

По второму профилю подготовки можно работать учителями математики и преподавателями математики в колледже. Учителя и преподаватели математики нужны всем школам, колледжам и вузам!

Выпускающая кафедра: Кафедра теории и методики обучения информатике.

Приглашаем посетить группу "Информатики физико-математического факультета ЯГПУ" в социальной сети ВКонтакте!


Смирнова (Коротыгина) Ирина Сергеевна, учитель информатики и английского языка МОУ лицей №86 г. Ярославля, выпускница ФМФ ЯГПУ 2013 г. (специальность «Информатика»):

«Закончив педагогический колледж в г.Углич, я поступила в ЯГПУ на ФМФ для того, чтобы получить уже высшее образование по выбранной мною специальности «Информатика». Обучение дало мне больше фундаментальных знаний в разных областях информатики (программирование, IT, моделирование и др.). А также факультет предоставил возможность для получения дополнительной специальности (учитель английского языка). Огромное спасибо преподавателям, которые дают возможность развиваться, искать и создавать что-то новое, открывают возможности разных программ».