Версия для слабовидящих

Научная деятельность кафедры СПиОРМ

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск

Традиционные научные мероприятия кафедры

Традиционным научным событийным мероприятием кафедры стало проведение ежегодных международных или всероссийских научно-практических конференций социально-педагогической проблематики с изданием сборников научных статей:

  • 2011 год: международная научно-практическая конференция «Развитие социальной одарённости детей и молодёжи»;
  • 2012 год: международная научно-практическая конференция «Технологии развития социальной одарённости детей и молодежи»;
  • 2014 год: международная научно-практическая интернет-конференция «Развитие субъектности обучающегося (воспитанника) образовательной организации»;
  • 2015 год: всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Самоорганизация детей и взрослых в процессе интеграции различных систем и подсистем образования»;
  • 2016 год: всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Социальное развитие обучающихся в условиях интеграции и / или сетевого взаимодействия организаций разных типов»;
  • 2017 год: всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Социальное лидерство в образовательной среде»;
  • 2018 год: всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Социальная ответственность в изменяющемся мире»;
  • 2019 год: всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Социально-педагогическая деятельность в системе образования»;
  • 2020 год: всероссийская интернет-конференция «Социальная компетентность личности».

Тематика научных исследований

Традицией стала и разработка нового научного знания специалистами кафедры в формате общей комплексной научной темы. Так, в 2013-2017 годах велась научная работа по теме «Самоорганизация детей и педагогов в развитии одарённости обучающихся» под общим научным руководством М.И. Рожкова, профессора, доктора педагогических наук, в те годы – профессора кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью. Разработаны теоретико-методические основания самоорганизации детей и педагогов в развитии одарённости обучающихся; выявлены приоритеты жизнедеятельности и ценностных ориентаций обучающихся в проектах будущей жизни; разработана модель социально-педагогического сопровождения саморазвития обучающихся в процессе развития их одарённости и определения приоритетов жизнедеятельности; выявлены потенциалы и барьеры детского и молодёжного самоуправления в образовательных организациях разных типов и видов; обоснована модель подготовки педагогов к социально-педагогическому сопровождению процессов самоорганизации детей и педагогов в развитии одарённости обучающихся.
С 2017 по 2020 годы в связи с научными приоритетами кафедры выстраивалась исследовательская деятельность всех сотрудников по двум утверждённым на уровне университета техническим заданиям по темам: «Разработка технологии тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования» (научные руководители: д.п.н., профессор М.И. Рожков; д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью Т.Н. Гущина) и техническое задание по теме «Непрерывное образование – социальный контекст» (научный руководитель: д.п.н., доцент И.Ю. Тарханова). По данным техническим заданиям получены следующие результаты: определены методологические и теоретические основы исследований; изучены проблемные поля исследований на основе анализа существующей в ситуации; получены эмпирические данные; выявлены проблемы, риски и ограничения тьюторского сопровождения обучающихся на разных ступенях педагогического образования; организована работа над темой «Взаимодействие субъектов педагогического образования в сопровождении профессионального саморазвития студентов».
В 2020 году начата работа по общей научной теме кафедры: «Формирование социальной компетентности личности в коллаборативной среде». Научные руководители НИР: доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью Татьяна Николаевна Гущина; кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью Татьяна Витальевна Макеева. Ожидаемые результаты НИР: разработанная технология формирования социальной компетентности личности в коллаборативной среде; система организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность технологии в контексте бинарности коллаборативных технологий и тьюторского сопровождения процессов формирования социальной компетентности личности.

Планы и отчеты

Инновационные площадки

На кафедре работают инновационные площадки. Научные исследования в формате общих кафедральных научных тем осуществляются в процессе выполнения инициативных проектов на экспериментальных площадках федерального государственного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (договоры до 2022 года), на региональных и муниципальных инновационных площадках и в ресурсных центрах, которыми руководят специалисты кафедры:

  • федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», г. Москва (научный руководитель – М.И. Рожков, д.п.н.);
  • управление образования Некрасовского муниципального района Ярославской области, п. Некрасовское (научный руководитель – М.И. Рожков, д.п.н.);
  • государственное образовательное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области «Ярославский региональный инновационно-образовательный центр «Новая школа», г. Ярославль (научный руководитель – М.И. Рожков, д.п.н.);
  • МОУ «Санаторная школа-интернат № 6», г. Ярославль (научный руководитель – М. И. Рожков, д.п.н.);
  • проекты «Развитие социальной одарённости обучающихся в системе дополнительного образования детей», «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в дополнительном образовании» база – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ярославский городской Дворец пионеров (научный руководитель – Т. Н. Гущина);
  • проекты «Индивидуализация подготовки специалиста направления «Дошкольное образование» в условиях сетевого взаимодействия», «Интеграция стандартов общего образования и профессионального образования» – государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Ярославский педагогический колледж», муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района» (научные руководитель – Т. Н. Гущина);
  • проект «Самоорганизация детей и педагогов в развитии одарённости обучающихся Дома детского творчества Фрунзенского района г. Ярославля (научный руководитель – Т. Н. Гущина, д.п.н.);
  • региональная инновационная площадка «Развитие реабилитационного потенциала воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» (ГКУ СО ЯО СРЦ «Росинка», научный руководитель И. Ю. Тарханова);
  • муниципальная инновационная площадка «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников» (МОУ СШ № 43, научный руководитель И. Ю. Тарханова);
  • муниципальный ресурсный центр «Профессиональная ориентация школьников средствами учебной деятельности» МОУ СШ № 59, научный руководитель И. Ю. Тарханова);
  • муниципальный ресурсный центр «Самоорганизация обучающихся и педагогов» (МОУ ДОД «Дом творчества Фрунзенского района» (г. Ярославль), научный руководитель – Т.Н. Гущина).

Грантовая деятельность

Традицией становится научная работа в рамках грантов: Российского гуманитарного научного фонда в рамках проектов «Разработка когнитивно-акмеологической концепции профессионального становления субъекта» (руководитель И.Ю. Тарханова) и «Социальное воспитание: теоретический концепт педагогической науки и атрибут социально-педагогической практики» (руководитель М.И. Рожков).

Аспиранты и соискатели

  • Иванов В.А. "Педагогическое сопровождение преодоления психологических барьеров в дополнительном образовании" (Научный консультант проф. Рожков М.И.)
  • Токарева В.Б. "Педагогическое сопровождение формирования локуса контроля у спортсменов" (Научный консультант проф. Гущина Т.Н.)
  • Глазкова Н.А. «Педагогические условия формирования субъектной позиции у студентов педагогического вуза в процессе профессионального становления» (научный руководитель проф. Гущина Т.Н.)
  • Павлова Л.Ю. «Формирование гражданской позиции у подростков в условиях интегрированного обучения» (научный руководитель проф. Гущина Т.Н.)
  • Пицина Е.М. «Педагогические условия развития фамилистической компетентности студентов» (научный руководитель проф. Гущина Т.Н.)