Версия для слабовидящих

Физическое образование — различия между версиями

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
м
 
(не показаны 4 промежуточных версий 1 участника)
Строка 12: Строка 12:
 
По окончании обучения присваивается квалификация «академический бакалавр».
 
По окончании обучения присваивается квалификация «академический бакалавр».
 
Выпускники могут продолжить обучение в [[Физико-математический_факультет:_Магистратура|магистратуре ФМФ]].
 
Выпускники могут продолжить обучение в [[Физико-математический_факультет:_Магистратура|магистратуре ФМФ]].
 +
 +
{|align="center"
 +
| [[Файл:Профиль Физика-Информатика на сайте приемной комиссии.jpg|мини|280px|[https://priem.yspu.org/prof/fiz-inf/ Профиль Физика-Информатика на сайте приемной комиссии ЯГПУ]]]
 +
|-
 +
|}
  
 
==Профиль Физика-Информатика (очная форма обучения)==
 
==Профиль Физика-Информатика (очная форма обучения)==
 +
 +
* ЕГЭ: русский язык, обществознание, математика
 +
* на базе СПО, ВО: ЕГЭ / русский язык (изложение), обществознание (тест), математика (письменная работа)
 +
* форма обучения: очная, 5 лет
 +
 +
Профиль Физика – Информатика направлен на подготовку квалифицированного конкурентоспособного профессионала в области естественнонаучного образования и информационных технологий, способного к активной профессиональной творческой деятельности. Востребованность в подготовке современного учителя физики резко увеличивается в связи с потребностью общества и государства в квалифицированных инженерно-технических кадрах, в исследователях в области естественных наук, в формировании естественнонаучного мировоззрения. Грамотные, компетентные специалисты в области физики и информатики, владеющие современными информационными технологиями, востребованы в образовательных учреждениях различного уровня, на производстве, в отделах информатизации предприятий.
 +
 +
'''Кому адресован профиль'''
 +
 +
Профиль Физика - Информатика адресован выпускникам общеобразовательных школ, а также колледжей и других учреждений среднего профессионального образования, которые интересуются физикой, астрономией, информатикой и информационными технологиями, желает связать свою судьбу с преподаванием физики, информатики, работой в сфере информационных технологий.
 +
 +
'''Сферы профессиональной деятельности'''
 +
 +
Выпускники этого профиля подготовки смогут преподавать физику и информатику в школах и других образовательных учреждениях, работать в области информационных технологий (программисты, системные администраторы, тестировщики программного обеспечения, веб-дизайнеры).
 +
 +
Профессиональные перспективы:
 +
* Современный учитель школы: астрономия, физика, информатика
 +
* Педагог дополнительного образования: детские центры, центры раннего развития по специализациям: космическое пространство (планетарий), робототехника, 3D-моделирование, конструирование, программирование
 +
* Исследователь в областях: когерентная оптика, лазеры, молекулярная и атомная физика и др.
 +
* Специалист по аппаратному обеспечению компьютера
 +
* Веб-разработчик
 +
* Системный администратор
 +
* Разработчик обучающих программных сред
 +
* Специалист отдела информатизации предприятия, специалист по комплексной автоматизации бизнес-процессов
 +
* Специалист по корпоративному обучению
 +
 +
{|align="center"
 +
| [[Файл:ФМФ Физика-Информатика Деятельность 1.jpg|мини|380px|]]
 +
| [[Файл:ФМФ Физика-Информатика Деятельность 2.jpg|мини|380px|]]
 +
|-
 +
| [[Файл:ФМФ Физика-Информатика Деятельность 3.jpg|мини|380px|]]
 +
| [[Файл:ФМФ Физика-Информатика Деятельность 4.jpg|мини|380px|]]
 +
|-
 +
|}
 +
 +
'''Особенности обучения'''
 +
 +
В процессе обучения помимо традиционных форм обучения применяются активные методы обучения, мастер-классы, деловые и ролевые игры, а также технологии «смешанного обучения», предусматривающие активное использование различных электронных цифровых образовательных ресурсов и других программных продуктов.
 +
Главная особенность обучения физике – большое количество лабораторных (физический эксперимент) и практических (решение задач) работ. Процесс обучения строится на широком использовании современных образовательных технологий. Привлекаемые ресурсы МТБ – физические лаборатории.
 +
 +
Практические работы по дисциплинам, связанным с информатикой и информационными технологиями, проходят в специально оборудованных компьютерных классах, для лекций также используются аудитории, оборудованные интерактивными досками и проекторами.
 +
 +
'''Примеры изучаемых дисциплин'''
 +
 +
* Общая физика (механика, термодинамика, молекулярная физика, электричество, оптика, атомная физика, ядерная физика)
 +
* Основы теоретической физики
 +
* Астрономия
 +
* Астрофизика
 +
* Электротехника и радиотехника
 +
* Методика обучения и воспитания в области физики
 +
* Теория и методика обучения информатике
 +
* Цифровая информационно-образовательная среда и кибербезопасность
 +
* Численные методы и исследование операций
 +
* Программирование и решение прикладных задач
 +
* Компьютерное моделирование
 +
* Теоретические основы информатики
 +
* Компьютерные сети
 +
* Основы искусственного интеллекта
 +
* Информационные системы
 +
* Основы микроэлектроники и архитектура ЭВМ
 +
 +
'''Практика'''
 +
 +
Образовательная программа включает разные  виды практик, проходящих на базе университета и образовательных учреждений Ярославля и Ярославской области.  В рамках производственной технологической практики осуществляется разработка дидактических компьютерных материалов, изучается методика и техника школьного лабораторного эксперимента.
 +
 +
Производственная педагогическая практика проводится на базе детских оздоровительных лагерей и школ. Студенты в период педагогических практик работают в качестве учителей физики, информатики, классных руководителей; получают опыт практической, профессиональной деятельности; проводят уроки, классные часы, внеклассные мероприятия с учащимися; готовят и демонстрируют физические опыты.
 +
 +
'''Научные исследования студентов и преподавателей'''
 +
 +
Примеры тем ВКР:
 +
* Различные типы голограмм, их свойства и применение.
 +
* Исследование электретного эффекта в диэлектриках и возможности его применения.
 +
* Электрогидродинамические неустойчивости на границе разделов фаз в газожидкостной системе.
 +
* Возможности компьютерного эксперимента в обучении физике в школе.
 +
* Определение параметров траектории космического аппарата при полете к гравитационному фокусу Солнца.
 +
 +
На факультете действует Клуб физиков и другие студенческие научные объединения: лаборатория когерентной оптики и астрономическая лаборатория.
 +
 +
На кафедре теории и методики обучения информатике работают два студенческих кружка – по олимпиадному программированию и по программному обеспечению персональных компьютеров. Ежегодно кафедрой проводится олимпиада по программированию и Всероссийский дистанционный командный квест «Вокруг информатики».
 +
 +
'''Преподаватели'''
 +
 +
* Иродова Ирина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор
 +
* Глушаков Вячеслав Петрович, доцент, кандидат физико-математических наук
 +
* Жусь Галина Васильевна, доцент, кандидат технических наук
 +
* Кондратюк Алла Дмитриевна, доцент, кандидат физико-математических наук
 +
* Кузьмичев Юрий Борисович, доцент, кандидат технических наук
 +
* Лукьянова Антонина Владимировна доцент, кандидат физико-математических наук
 +
* Мухин Валерий Владимирович, старший преподаватель
 +
* Перов Николай Иванович, доцент, кандидат физико-математических наук
 +
* Путина Надежда Дмитриевна, кандидат педагогических наук
 +
* Корнилов Петр Анатольевич, кандидат физико-математических наук, доцент
 +
* Жохова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент
 +
* Плясунова Ульяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент
 +
* Заводчикова Надежда Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент
 +
* Кокорева Ирина Евгеньевна, старший преподаватель
 +
 +
'''Наша география'''
 +
 +
В настоящее время 26% обучающихся студентов проживают в городе Ярославле, 39% - в Ярославской области, 35% - в других регионах Российской Федерации. На данном профиле обучаются студенты, закончившие образовательные учреждения Архангельской, Вологодской, Костромской, Московской области, Республики Коми. Среди студентов Ярославской области – жители Рыбинска, Тутаева, Переславля-Залесского, Любима.
 +
 +
'''Научные и творческие коллективы студентов'''
 +
 +
Студенческая жизнь физико-математического факультета – яркая и насыщенная: спортивные соревнования, интеллектуальные игры, творческие вечера, квесты, конкурсы, олимпиады. С творческими мероприятиями факультета можно ознакомиться в группе https://vk.com/fmfyspu
 +
 +
На факультете действуют студенческие научные лаборатории:
 +
* Астрономическая обсерватория ЯГПУ (научный руководитель Перов Н.И.)
 +
* Клуб физиков (научный руководитель Жусь Г.В.)
 +
* Лаборатория когерентной оптики и голографии (научный руководитель Жусь Г.В.)
 +
* Разработка учебных программных сред (Научный руководитель Корнилов П.А.)
 +
* Образовательные квесты по информатике (Научный руководитель Плясунова У.В.)
 +
 +
'''Перспективы'''
 +
 +
Имеется возможность продолжения обучения в магистратуре по программам «Теория и методика реализации программ углубленного изучения информатики» (очная форма обучения) и «Информационные технологии в образовании, управлении и социальной сфере» (заочная форма обучения).
 +
 +
Также можно расширить область своей профессиональной подготовки, продолжив обучение в магистратуре по программе «Теория и методика реализации программ углубленного изучения математики» (очная форма обучения).
 +
 +
С дополнительной информацией о профиле (количество бюджетных мест, стоимость обучения, проходной балл и т.д.) можно ознакомиться на [https://priem.yspu.org/prof/fiz-inf/ странице профиля на сайте приемной комиссии].
  
 
==Преимущества обучения физике на физико-математическом факультете ЯГПУ==
 
==Преимущества обучения физике на физико-математическом факультете ЯГПУ==

Текущая версия на 16:35, 12 июля 2019

Перейти: Факультеты ЯГПУ
Физико-математический факультет
Профили подготовки

Поступающим на ФМФ:

Направление «Педагогическое образование», профиль «Физика - Информатика»

Срок обучения - 5 лет. Форма обучения - очная.

Для поступления необходимо успешно пройти конкурсные испытания. В качестве вступительных экзаменов принимаются результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию.

По окончании обучения присваивается квалификация «академический бакалавр». Выпускники могут продолжить обучение в магистратуре ФМФ.

Профиль Физика-Информатика (очная форма обучения)

  • ЕГЭ: русский язык, обществознание, математика
  • на базе СПО, ВО: ЕГЭ / русский язык (изложение), обществознание (тест), математика (письменная работа)
  • форма обучения: очная, 5 лет

Профиль Физика – Информатика направлен на подготовку квалифицированного конкурентоспособного профессионала в области естественнонаучного образования и информационных технологий, способного к активной профессиональной творческой деятельности. Востребованность в подготовке современного учителя физики резко увеличивается в связи с потребностью общества и государства в квалифицированных инженерно-технических кадрах, в исследователях в области естественных наук, в формировании естественнонаучного мировоззрения. Грамотные, компетентные специалисты в области физики и информатики, владеющие современными информационными технологиями, востребованы в образовательных учреждениях различного уровня, на производстве, в отделах информатизации предприятий.

Кому адресован профиль

Профиль Физика - Информатика адресован выпускникам общеобразовательных школ, а также колледжей и других учреждений среднего профессионального образования, которые интересуются физикой, астрономией, информатикой и информационными технологиями, желает связать свою судьбу с преподаванием физики, информатики, работой в сфере информационных технологий.

Сферы профессиональной деятельности

Выпускники этого профиля подготовки смогут преподавать физику и информатику в школах и других образовательных учреждениях, работать в области информационных технологий (программисты, системные администраторы, тестировщики программного обеспечения, веб-дизайнеры).

Профессиональные перспективы:

  • Современный учитель школы: астрономия, физика, информатика
  • Педагог дополнительного образования: детские центры, центры раннего развития по специализациям: космическое пространство (планетарий), робототехника, 3D-моделирование, конструирование, программирование
  • Исследователь в областях: когерентная оптика, лазеры, молекулярная и атомная физика и др.
  • Специалист по аппаратному обеспечению компьютера
  • Веб-разработчик
  • Системный администратор
  • Разработчик обучающих программных сред
  • Специалист отдела информатизации предприятия, специалист по комплексной автоматизации бизнес-процессов
  • Специалист по корпоративному обучению
ФМФ Физика-Информатика Деятельность 1.jpg
ФМФ Физика-Информатика Деятельность 2.jpg
ФМФ Физика-Информатика Деятельность 3.jpg
ФМФ Физика-Информатика Деятельность 4.jpg

Особенности обучения

В процессе обучения помимо традиционных форм обучения применяются активные методы обучения, мастер-классы, деловые и ролевые игры, а также технологии «смешанного обучения», предусматривающие активное использование различных электронных цифровых образовательных ресурсов и других программных продуктов. Главная особенность обучения физике – большое количество лабораторных (физический эксперимент) и практических (решение задач) работ. Процесс обучения строится на широком использовании современных образовательных технологий. Привлекаемые ресурсы МТБ – физические лаборатории.

Практические работы по дисциплинам, связанным с информатикой и информационными технологиями, проходят в специально оборудованных компьютерных классах, для лекций также используются аудитории, оборудованные интерактивными досками и проекторами.

Примеры изучаемых дисциплин

  • Общая физика (механика, термодинамика, молекулярная физика, электричество, оптика, атомная физика, ядерная физика)
  • Основы теоретической физики
  • Астрономия
  • Астрофизика
  • Электротехника и радиотехника
  • Методика обучения и воспитания в области физики
  • Теория и методика обучения информатике
  • Цифровая информационно-образовательная среда и кибербезопасность
  • Численные методы и исследование операций
  • Программирование и решение прикладных задач
  • Компьютерное моделирование
  • Теоретические основы информатики
  • Компьютерные сети
  • Основы искусственного интеллекта
  • Информационные системы
  • Основы микроэлектроники и архитектура ЭВМ

Практика

Образовательная программа включает разные виды практик, проходящих на базе университета и образовательных учреждений Ярославля и Ярославской области. В рамках производственной технологической практики осуществляется разработка дидактических компьютерных материалов, изучается методика и техника школьного лабораторного эксперимента.

Производственная педагогическая практика проводится на базе детских оздоровительных лагерей и школ. Студенты в период педагогических практик работают в качестве учителей физики, информатики, классных руководителей; получают опыт практической, профессиональной деятельности; проводят уроки, классные часы, внеклассные мероприятия с учащимися; готовят и демонстрируют физические опыты.

Научные исследования студентов и преподавателей

Примеры тем ВКР:

  • Различные типы голограмм, их свойства и применение.
  • Исследование электретного эффекта в диэлектриках и возможности его применения.
  • Электрогидродинамические неустойчивости на границе разделов фаз в газожидкостной системе.
  • Возможности компьютерного эксперимента в обучении физике в школе.
  • Определение параметров траектории космического аппарата при полете к гравитационному фокусу Солнца.

На факультете действует Клуб физиков и другие студенческие научные объединения: лаборатория когерентной оптики и астрономическая лаборатория.

На кафедре теории и методики обучения информатике работают два студенческих кружка – по олимпиадному программированию и по программному обеспечению персональных компьютеров. Ежегодно кафедрой проводится олимпиада по программированию и Всероссийский дистанционный командный квест «Вокруг информатики».

Преподаватели

  • Иродова Ирина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор
  • Глушаков Вячеслав Петрович, доцент, кандидат физико-математических наук
  • Жусь Галина Васильевна, доцент, кандидат технических наук
  • Кондратюк Алла Дмитриевна, доцент, кандидат физико-математических наук
  • Кузьмичев Юрий Борисович, доцент, кандидат технических наук
  • Лукьянова Антонина Владимировна доцент, кандидат физико-математических наук
  • Мухин Валерий Владимирович, старший преподаватель
  • Перов Николай Иванович, доцент, кандидат физико-математических наук
  • Путина Надежда Дмитриевна, кандидат педагогических наук
  • Корнилов Петр Анатольевич, кандидат физико-математических наук, доцент
  • Жохова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент
  • Плясунова Ульяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент
  • Заводчикова Надежда Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент
  • Кокорева Ирина Евгеньевна, старший преподаватель

Наша география

В настоящее время 26% обучающихся студентов проживают в городе Ярославле, 39% - в Ярославской области, 35% - в других регионах Российской Федерации. На данном профиле обучаются студенты, закончившие образовательные учреждения Архангельской, Вологодской, Костромской, Московской области, Республики Коми. Среди студентов Ярославской области – жители Рыбинска, Тутаева, Переславля-Залесского, Любима.

Научные и творческие коллективы студентов

Студенческая жизнь физико-математического факультета – яркая и насыщенная: спортивные соревнования, интеллектуальные игры, творческие вечера, квесты, конкурсы, олимпиады. С творческими мероприятиями факультета можно ознакомиться в группе https://vk.com/fmfyspu

На факультете действуют студенческие научные лаборатории:

  • Астрономическая обсерватория ЯГПУ (научный руководитель Перов Н.И.)
  • Клуб физиков (научный руководитель Жусь Г.В.)
  • Лаборатория когерентной оптики и голографии (научный руководитель Жусь Г.В.)
  • Разработка учебных программных сред (Научный руководитель Корнилов П.А.)
  • Образовательные квесты по информатике (Научный руководитель Плясунова У.В.)

Перспективы

Имеется возможность продолжения обучения в магистратуре по программам «Теория и методика реализации программ углубленного изучения информатики» (очная форма обучения) и «Информационные технологии в образовании, управлении и социальной сфере» (заочная форма обучения).

Также можно расширить область своей профессиональной подготовки, продолжив обучение в магистратуре по программе «Теория и методика реализации программ углубленного изучения математики» (очная форма обучения).

С дополнительной информацией о профиле (количество бюджетных мест, стоимость обучения, проходной балл и т.д.) можно ознакомиться на странице профиля на сайте приемной комиссии.

Преимущества обучения физике на физико-математическом факультете ЯГПУ

Физика – основа современного естествознания: ее законы, приборы и методы исследования успешно применяются в других естественных науках. Без нее не возможен прорыв в технологиях высокого уровня и решение энергетических, экологических и ресурсных проблем.

Изучение физики вырабатывает специфический метод мышления и физическую интуицию, которые чрезвычайно плодотворны не только в науке, но и в жизни. Прошедшие «физическую школу» приобретают творческий потенциал и нестандартные подходы к решению многих проблем.

К услугам студентов – лаборатории механики, молекулярной физики, электричества и магнетизма, оптики, атомной и субатомной физики. В этих лабораториях студенты самостоятельно проводят экспериментальные исследования по соответствующим разделам науки. При факультете действует астрономическая обсерватория. Студенты с большим интересом проводят собственные исследования, некоторые из них даже совершают открытия.


Поступив на физико-математический факультет по профилю «Физика – Информатика», вы будете овладевать как основами теоретической и экспериментальной физики, так и теорией и практикой информационных и коммуникационных технологий. Это замечательное сочетание. С одной стороны, вы познаете законы прекрасного окружающего нас мира. С другой стороны, узнаете физические основы устройства и работы компьютера, что позволит вам более сознательно подходить к овладению информационными и коммуникационными технологиями. Хорошее владение компьютером позволит вам более глубоко и детально изучить физические законы, и не только их. Преподаватели физических кафедр помогают получить глубокие знания по предмету, привести их в систему, устранить недоговоренности школьного курса.

Кроме лекций и практических занятий по физике, в учебную программу входит большое количество лабораторных работ. Для этого на физико-математическом факультете работают лаборатории механики, молекулярной физики, электричества, оптики, атомной физики, физики микромира, электротехники, радиотехники и микроэлектроники, специализированная лаборатория когерентной оптики и голографии. Тайны звёздного неба вы будете познавать в астрономической обсерватории нашего вуза и в Планетарии. Это тоже входит в учебную программу. Кроме основных учебных занятий, студенты могут вести индивидуальную исследовательскую работу под руководством высококвалифицированных преподавателей. Результаты этой работы авторы представляют на научных студенческих конференциях и выставках.


Кафедра физики и информационных технологий сохраняет добрые традиции внеаудиторного общения со студентами. На факультете уже более 30 лет работает «Клуб физиков», где собираются интересующиеся физикой студенты, выпускники, учителя и учащиеся школ. В непринужденной дружеской атмосфере проходят увлекательные занятия по физике и математике. Студенты наравне с профессорами и доцентами обсуждают интересные теоретические и экспериментальные проблемы. Ежегодно на базе «Клуба» его актив проводит посвящение первокурсников в физики.


Если вы любите и знаете физику или хотите овладеть этой интересной наукой, поступайте к нам на факультет, на профиль «Физическое образование – Информатика и информационные технологии в образовании и вас тоже посвятят в физики. Большинство выбравших эту науку выпускников остаются верными ей всю жизнь.


Кондратьева Алёна Викторовна, учитель информатики МОУ СОШ №33 им.К.Маркса с углубленным изучением математики, выпускница ФМФ ЯГПУ 2012 г., специальность «Физика с дополнительной специальностью Информатика»:

«Обучение на ФМФ в ЯГПУ дало крепкие знания по физике и информатике, которые сейчас и углубляю в аспирантуре. У нас в ВУЗе знания дают "вширь", в этом большой плюс. Нам показали все разделы физики, а дальше можно уже сужать профиль обучения, изучая то, что больше всего полюбилось. Закончив ЯГПУ, я стала физиком».