Версия для слабовидящих

Виртуальная выставка «Теоретические и практические аспекты филологической науки». Издания из фонда книгохранения — различия между версиями

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
Строка 23: Строка 23:
 
{|
 
{|
 
|width="200"| [[Файл:Баевский. Модели в истории и теории литературы.jpg|link=]]
 
|width="200"| [[Файл:Баевский. Модели в истории и теории литературы.jpg|link=]]
|  
+
| '''Баевский, Вадим Соломонович'''
 +
 
 +
'''Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы''' [Текст] / В. С. Баевский. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 332,[4]&nbsp;с.: ил. — <span lang="la" style="background: red">(Studia philologica)</span>. — <nowiki>ISBN 5-7859-0229-X</nowiki>
 +
 
 +
Автор исходит из убеждения, что нет такой сложной и важной проблемы в истории и теории литературы, которую невозможно решить или в решении которой невозможно далеко продвинуться с помощью математических методов, прежде всего математической статистики, теории вероятностей, логики и компьютерного моделирования.
 +
Строится языковая модель литературного явления; она подвергается математической обработке; для облегчения и ускорения работы используются компьютерные программы; после чего результат анализа переносится на литературное явление, которое изначально является предметом изучения. «Заблуждаются те, кто утверждают, что математика ничего не говорит о прекрасном или благом» (Аристотель).
 
|}
 
|}
 
----
 
----
 
{|
 
{|
 
|width="200"| [[Файл:Болдырев. Язык и система знаний.jpg|link=]]
 
|width="200"| [[Файл:Болдырев. Язык и система знаний.jpg|link=]]
|  
+
| '''Болдырев, Николай Николаевич'''
 +
 
 +
'''Язык и система знаний. Когнитивная теория языка''' / Н. Н. Болдырев; Министерство науки и высшего образования РФ, Тамбовский госуниверситет им. Г. Р. Державина. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. — 478,[1]&nbsp;c. — <nowiki>ISBN 978-5-6040760-9-5</nowiki> (В&nbsp;пер.)
 +
 
 +
В монографии представлена когнитивная теория языка как системы оперирования знанием о мире, в которой язык рассматривается в трёх главных аспектах: репрезентативном, семиотическом и интерпретационном, в единстве с тремя его ключевыми функциями: когнитивной, коммуникативной и интерпретирующей, и тремя системами концептуализации, категоризации и репрезентации знаний в языке: лексической, грамматической и модусной. Чисто авторским нововведением при этом является обоснование интерпретации как третьей основной функции языка. В&nbsp;рамках данной теории рассматривается также формы языкового сознания, которыми оперирует человек в процессах ментального конструирования мира, т.&nbsp;е. модели и когнитивные схемы репрезентации и интерпретации самих объектов, событий, их характеристик и интерпретации знаний о них, дана классификация языковых форматов знания на основе их структуры и содержания, приводится описание традиционных и авторских методов когнитивного анализа. Книга адресована студентам всех уровней обучения, докторантам, исследователям, всем, кому интересны проблемы взаимодействия языка и сознания, ментальных и языковых структур.
 
|}
 
|}
 
----
 
----
 
{|
 
{|
 
|width="200"| [[Файл:Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике.jpg|link=]]
 
|width="200"| [[Файл:Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике.jpg|link=]]
|  
+
| '''Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения''' [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. пед. образ / под ред. Н. В. Бордовской. — СПб.: [Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена], 2008. — 636 с. — <nowiki>ISBN 978-5-8064-1325-4</nowiki>
 +
 
 +
Предлагаемое пособие представляет собой первую попытку анализа и систематизации гуманитарных технологий, применяемых в вузовской образовательной среде. В книге раскрывается специфика гуманитарных технологий, методов и способов их применения в вузовской образовательной практике, предложены методические рекомендации, вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы. Учебное пособие адресовано магистрам, аспирантам, молодым и опытным преподавателям высших учебных заведений, кто включен в процесс подготовки научно-педагогических кадров или стремится повысить свою профессиональную квалификацию в области инновационных образовательных технологий.
 
|}
 
|}
 
----
 
----
 
{|
 
{|
 
|width="200"| [[Файл:Когнитивные исследования языка. Выпуск V.jpg|link=]]
 
|width="200"| [[Файл:Когнитивные исследования языка. Выпуск V.jpg|link=]]
|  
+
| '''Когнитивные исследования языка {{=}} <span lang="en" style="background: green">Cognitive Studies of Language</span>''' [Текст]. — М.—Тамбов, 2009
 +
 
 +
'''Вып. V: Исследование познавательных процессов в языке''' : сборник научных трудов / редкол.: Е. С. Кубрякова (гл. ред.) [и др.]. — М.—Тамбов: Издательский дом ТГУ, 2009. — 306&nbsp;с.
 +
 
 +
В сборнике представлены материалы, посвященные изучению познавательных процессов в языке, Рассматриваются общие проблемы определения метакогниции и метаязыка, проблемы междисциплинарности в описании языка. Выделяются ключевые единицы метаязыка лингвистического описания, большое внимание уделяется особенностям познавательных процессов в лингвистике, терминологии как особой части метаязыка описания. Издание адресовано филологам, аспирантам, студентам вузов, а также всем, кто интересуется когнитивными исследованиями в лингвистике.
 
|}
 
|}
 
----
 
----
 
{|
 
{|
 
|width="200"| [[Файл:Методическая вариативность как условие преемственности.jpg|link=]]
 
|width="200"| [[Файл:Методическая вариативность как условие преемственности.jpg|link=]]
|  
+
| '''Методическая вариативность как условие преемственности в обеспечении образовательных результатов по дисциплинам гуманитарного цикла (детский сад — школа — колледж — вуз)''' [Текст]: материалы международной научно-практической конференции / под науч. ред. С. Г. Мартыновой, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. — 262&nbsp;с. — <nowiki>ISBN 978-5-00089-246-6</nowiki> (В&nbsp;пер.)
 +
 
 +
В настоящем сборнике представлены материалы международной научно-практической конференции. В статьях участников рассматриваются актуальные вопросы современной методической науки: теоретические аспекты вариативности методики преподавания гуманитарных дисциплин; современное научно-методическое осмысление принципа преемственности в образовании; вариативность современной методики обучения грамоте; особенности изучения русского языка в поликультурной среде; филологическое образование как средство формирования национально-культурной идентичности; подготовка учителя к осуществлению вариативной методики преподавания дисциплин гуманитарного цикла. Сборник адресован преподавателям учебных заведений, работникам образования, учителям начальных классов, аспирантам, магистрантам, студентам.
 
|}
 
|}
 
----
 
----
 
{|
 
{|
 
|width="200"| [[Файл:Перцов. Лингвистика Поэтика Текстология.jpg|link=]]
 
|width="200"| [[Файл:Перцов. Лингвистика Поэтика Текстология.jpg|link=]]
|  
+
| '''Перцов, Николай Викторович'''
 +
 
 +
'''Лингвистика, поэтика, текстология''' [Текст]: избранные статьи / Н. В. Перцов. — М.: Языки славянской культуры, 2015. — 694&nbsp;с. — <span lang="la" style="background: pink">(Studia philologica)</span>. — <nowiki>ISBN 978-5-94457-241-7</nowiki> (В&nbsp;пер.)
 +
 
 +
В соответствии с тремя областями филологии, к которым относятся включаемые в книгу работы (лингвистика, поэтика, текстология), сборник подразделяется на три соответствующих одноименных раздела. Последняя статья первого (лингвистического) раздела — «О&nbsp;точности в филологии» — имеет общефилологический методологический статус, В последний, четвертый, раздел — «Из воспоминаний» — помещены три мемуарных очерка, связанные с университетскими учителями автора. Шесть статей написаны в соавторстве (соавторы — Р. В. Дуганов, Н. Н. Перцова, И. А. Пильщиков, И. С. Сидоров). Сквозные мысли работ сборника: 1)&nbsp;скрепляющая роль лингвистики в широкой области филологического знания; 2)&nbsp;отказ в области филологии — понимаемой широко, то есть при включении в нее собственно лингвистической проблематики,— от категорических утверждений; 3)&nbsp;необходимость в этой области ранжированной характеристики явлений и фактов — в соответствии с недискретной природой языкового смысла; 4)&nbsp;необходимость в большом числе случаев не жестко бинарной характеристики объекта, а введения особых небинарных шкал; 5)&nbsp;всемерный учёт феноменов языковой неоднозначности и неопределенности, пронизывающих филологию; 6)&nbsp;взаимо&shy;про&shy;ник&shy;но&shy;ве&shy;ние диахронических и синхронических явлений.
 
|}
 
|}
 
----
 
----
Строка 96: Строка 117:
 
|}
 
|}
 
----
 
----
 +
Параграф
 +
[[Категория:Виртуальные книжные выставки]]

Версия 11:20, 23 мая 2019

XLI международная филологическая конференция. Избранные труды.jpg XLI Международная филологическая конференция 26—31 марта 2012 года [Текст]: избранные труды / отв ред.: А. С. Асиновский, С. И. Богданов. — СПб.: Б.и., 2013. — 238 с. — ISBN 978-5-903549-08-5

Перед вами издание избранных докладов XLI Международной филологической конференции, которая проходила с 26 по 31 марта 2012 года на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Конференция имеет более чем полувековую историю, и, учитывая произошедшие за эти годы значительные изменения в жизни нашей страны, сам факт ее ежегодного проведения уже заслуживает признательного внимания. XLI Международная филологическая конференция, избранные материалы которой представлены в этом сборнике, — значительная по объему и очень разная как по содержанию, так и по уровню докладов. Научная тематика прочитанных на 51 секции докладов охватывает практически все области филологической науки: русский язык, русская и зарубежная литература, теория культуры, речевые технологии, исчезающие языки и многое, многое другое.


Анализ художественного текста. Лирическое произведение.jpg Анализ художественного текста. Лирическое произведение [Текст]: хрестоматия / сост. и прим. Д. М. Магомедовой, С. Н. Бройтмана. — М.: Изд. центр РГГУ, 2005. — 334 с. — ISBN 5-7281-0386-3

Хрестоматия включает в себя работы исследователей разной методологической ориентации, посвященные конкретному анализу основных уровней поэтического целого — ритма и эвфонии, стиля, субъектной архитектоники и композиции, жанра. Публикуемые тексты снабжены комментариями, а к каждому из разделов предпослано вступление, говорящее о существующих точках зрения на проблему и о месте данного этапа в целостном анализе лирического стихотворения. Цель хрестоматии — познакомить студентов, проходящих практикум «Анализ художественного текста», с тем, какие подходы к разным граням лирического произведения выработала современная наука. Для студентов, учащихся старших классов, преподавателей и всех интересующихся поэзией.


Анализ художественного текста. Эпическая проза.jpg Анализ художественного текста. Эпическая проза [Текст]: хрестоматия для студентов филологических факультетов университетов и педагогических институтов / [Н. Д. Тамарченко]. — М.: Изд. центр РГГУ, 2005. — 442 с. — ISBN 5-7281-0492-4

Главная задача книги — помочь читателю-филологу овладеть различными методами и приемами интерпретирующего анализа текста прозаического эпического произведения. В хрестоматию включены фрагменты исследований, посвященных не просто «изучению» текста, а именно его анализу. Фрагменты научных исследований, вошедшие в хрестоматию, сгруппированы по определенной системе, дающей представление об основных аспектах и уровнях структуры литературного произведения вообще и о специфике именно прозаического художественного произведений. Для филологов — студентов, преподавателей и всех интересующихся теорией литературы,


Баевский. Модели в истории и теории литературы.jpg Баевский, Вадим Соломонович

Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы [Текст] / В. С. Баевский. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 332,[4] с.: ил. — (Studia philologica). — ISBN 5-7859-0229-X

Автор исходит из убеждения, что нет такой сложной и важной проблемы в истории и теории литературы, которую невозможно решить или в решении которой невозможно далеко продвинуться с помощью математических методов, прежде всего математической статистики, теории вероятностей, логики и компьютерного моделирования. Строится языковая модель литературного явления; она подвергается математической обработке; для облегчения и ускорения работы используются компьютерные программы; после чего результат анализа переносится на литературное явление, которое изначально является предметом изучения. «Заблуждаются те, кто утверждают, что математика ничего не говорит о прекрасном или благом» (Аристотель).


Болдырев. Язык и система знаний.jpg Болдырев, Николай Николаевич

Язык и система знаний. Когнитивная теория языка / Н. Н. Болдырев; Министерство науки и высшего образования РФ, Тамбовский госуниверситет им. Г. Р. Державина. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. — 478,[1] c. — ISBN 978-5-6040760-9-5 (В пер.)

В монографии представлена когнитивная теория языка как системы оперирования знанием о мире, в которой язык рассматривается в трёх главных аспектах: репрезентативном, семиотическом и интерпретационном, в единстве с тремя его ключевыми функциями: когнитивной, коммуникативной и интерпретирующей, и тремя системами концептуализации, категоризации и репрезентации знаний в языке: лексической, грамматической и модусной. Чисто авторским нововведением при этом является обоснование интерпретации как третьей основной функции языка. В рамках данной теории рассматривается также формы языкового сознания, которыми оперирует человек в процессах ментального конструирования мира, т. е. модели и когнитивные схемы репрезентации и интерпретации самих объектов, событий, их характеристик и интерпретации знаний о них, дана классификация языковых форматов знания на основе их структуры и содержания, приводится описание традиционных и авторских методов когнитивного анализа. Книга адресована студентам всех уровней обучения, докторантам, исследователям, всем, кому интересны проблемы взаимодействия языка и сознания, ментальных и языковых структур.


Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике.jpg Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. пед. образ / под ред. Н. В. Бордовской. — СПб.: [Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена], 2008. — 636 с. — ISBN 978-5-8064-1325-4

Предлагаемое пособие представляет собой первую попытку анализа и систематизации гуманитарных технологий, применяемых в вузовской образовательной среде. В книге раскрывается специфика гуманитарных технологий, методов и способов их применения в вузовской образовательной практике, предложены методические рекомендации, вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы. Учебное пособие адресовано магистрам, аспирантам, молодым и опытным преподавателям высших учебных заведений, кто включен в процесс подготовки научно-педагогических кадров или стремится повысить свою профессиональную квалификацию в области инновационных образовательных технологий.


Когнитивные исследования языка. Выпуск V.jpg Когнитивные исследования языка = Cognitive Studies of Language [Текст]. — М.—Тамбов, 2009

Вып. V: Исследование познавательных процессов в языке : сборник научных трудов / редкол.: Е. С. Кубрякова (гл. ред.) [и др.]. — М.—Тамбов: Издательский дом ТГУ, 2009. — 306 с.

В сборнике представлены материалы, посвященные изучению познавательных процессов в языке, Рассматриваются общие проблемы определения метакогниции и метаязыка, проблемы междисциплинарности в описании языка. Выделяются ключевые единицы метаязыка лингвистического описания, большое внимание уделяется особенностям познавательных процессов в лингвистике, терминологии как особой части метаязыка описания. Издание адресовано филологам, аспирантам, студентам вузов, а также всем, кто интересуется когнитивными исследованиями в лингвистике.


Методическая вариативность как условие преемственности.jpg Методическая вариативность как условие преемственности в обеспечении образовательных результатов по дисциплинам гуманитарного цикла (детский сад — школа — колледж — вуз) [Текст]: материалы международной научно-практической конференции / под науч. ред. С. Г. Мартыновой, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. — 262 с. — ISBN 978-5-00089-246-6 (В пер.)

В настоящем сборнике представлены материалы международной научно-практической конференции. В статьях участников рассматриваются актуальные вопросы современной методической науки: теоретические аспекты вариативности методики преподавания гуманитарных дисциплин; современное научно-методическое осмысление принципа преемственности в образовании; вариативность современной методики обучения грамоте; особенности изучения русского языка в поликультурной среде; филологическое образование как средство формирования национально-культурной идентичности; подготовка учителя к осуществлению вариативной методики преподавания дисциплин гуманитарного цикла. Сборник адресован преподавателям учебных заведений, работникам образования, учителям начальных классов, аспирантам, магистрантам, студентам.


Перцов. Лингвистика Поэтика Текстология.jpg Перцов, Николай Викторович

Лингвистика, поэтика, текстология [Текст]: избранные статьи / Н. В. Перцов. — М.: Языки славянской культуры, 2015. — 694 с. — (Studia philologica). — ISBN 978-5-94457-241-7 (В пер.)

В соответствии с тремя областями филологии, к которым относятся включаемые в книгу работы (лингвистика, поэтика, текстология), сборник подразделяется на три соответствующих одноименных раздела. Последняя статья первого (лингвистического) раздела — «О точности в филологии» — имеет общефилологический методологический статус, В последний, четвертый, раздел — «Из воспоминаний» — помещены три мемуарных очерка, связанные с университетскими учителями автора. Шесть статей написаны в соавторстве (соавторы — Р. В. Дуганов, Н. Н. Перцова, И. А. Пильщиков, И. С. Сидоров). Сквозные мысли работ сборника: 1) скрепляющая роль лингвистики в широкой области филологического знания; 2) отказ в области филологии — понимаемой широко, то есть при включении в нее собственно лингвистической проблематики,— от категорических утверждений; 3) необходимость в этой области ранжированной характеристики явлений и фактов — в соответствии с недискретной природой языкового смысла; 4) необходимость в большом числе случаев не жестко бинарной характеристики объекта, а введения особых небинарных шкал; 5) всемерный учёт феноменов языковой неоднозначности и неопределенности, пронизывающих филологию; 6) взаимо­про­ник­но­ве­ние диахронических и синхронических явлений.


Седов. Общая и антропологическая лингвистика.jpg

Семиотика и авангард.jpg

Семиотика языковых единиц в разных типах речи.jpg

Системный взгляд как основа филологической мысли.jpg

Соколова. Уроки русского языка и словесности.jpg

Топер. Перевод в системе сравнительного литературоведения.jpg

Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века.jpg

Цифровые образовательные ресурсы в школе. Филология.jpg

Язык и общество. Диалог культур и традиций.jpg

Параграф