Версия для слабовидящих

Кафедра теории и истории педагогики — различия между версиями

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
Строка 70: Строка 70:
  
 
== Контакты ==
 
== Контакты ==
'''Адрес:''' 150000, г. Ярославль, ул. Которосльная наб., д. 46 В, 2й этаж, вход через музей К. Д. Ушинского
+
'''Адрес:''' 150000, г. Ярославль, ул. Которосльная наб., д. 46 В, 2й этаж, вход через музей К. Д. Ушинского <br />
 
'''Тел.:''' 30-48-39 <br />
 
'''Тел.:''' 30-48-39 <br />
 
'''E-mail:''' [mailto:kaf.teorped@yspu.org kaf.teorped@yspu.org] <br />
 
'''E-mail:''' [mailto:kaf.teorped@yspu.org kaf.teorped@yspu.org] <br />

Версия 10:24, 4 июня 2013

Факультет социального управления
Кафедры
Основные сотрудники:
Kaf-tip1-1-.jpg

Паладьев Сергей Леонидович

Гаврилова Татьяна Николаевна

Колпаков Георгий Антонович

Молоков Дмитрий Сергеевич

Тишко Анна Борисовна

Ходырев Александр Михайлович

Гаибова Вероника Евгеньевна

Данилова Лариса Николаевна

Корсикова Елена Николаевна

Кафедра теории и истории педагогики – старейшая педагогическая кафедра вуза. Её исторические корни – кафедра педагогики, созданная в 1925 году.

Становление кафедры педагогики связано с именем Павла Никодимовича Груздева. После окончания историко-филологического факультета Московского университета он преподавал историю, русский язык и литературу в мужской гимназии в Костроме, после революции был одним из руководителей народного образования в Костромской губернии, а с 1922 года работал ректором Ярославского педагогического института и возглавлял кафедру педагогики. Вместе с ним на кафедре работали профессора И.О. Зубков, М.И. Поливанов, П.П. Четвериков, преподаватели А.Ф. Опочинский, Н.А. Соколов, С.Н. Шадурский.

В первые годы своего существования кафедра усиленно искала пути подготовки такого учителя, который был остро необходим новой советской школе. Программная статья П.Н. Груздева, открывшая первый сборник научных трудов педагогического института, называлась "На путях к новому педагогу". В ней были сформулированы требования к учителю советской школы: это должен быть влюбленный в свое дело педагог, воспитывающий подрастающее поколение в духе гражданской зрелости; это организатор детской среды, умеющий работать с населением; это исследователь, способный решать педагогические задачи. Подготовка такого учителя стала стратегическим направлением в работе кафедры (20 – 30-е гг.).

В годы Великой Отечественной войны вместе со всем коллективом института члены кафедры строили укрепления под Ростовом, участвовали в отрядах противовоздушной обороны, народном ополчении, вели пропагандистскую работу. После войны руководство кафедрой принял только что снявший офицерскую форму доцент Алексей Георгиевич Иванов. Он руководил кафедрой 17 лет.

В 1945 году институту было присвоено имя К.Д. Ушинского. Это определило одно из направлений научных исследований и традицию проведения педагогических чтений, посвященных памяти выдающегося русского педагога. Осенью 1944 года при кафедре была открыта аспирантура. С 1944 по 1954 гг. ее закончили 14 человек.

Второй набор аспирантов на кафедре был осуществлен в 1960-1967 гг. Кандидатские диссертации защитили 6 будущих преподавателей кафедры педагогики. Среди них: В.Е. Гавриличев, А.П. Чичагов, Н.И. Курапова, В.Б. Успенский. Двое последних были руководителями кафедры в 70-х – 80-х годах.

Третий раз аспирантура при кафедре была открыта в 1993 году, что было связано с приходом нового заведующего, профессора Михаила Иосифовича Рожкова.

В 60-х – 70-х гг. кафедра была инициатором организации общественно-педагогической практики студентов I-II курсов и летней педагогической практики в пионерских лагерях студентов III курса. В 1964 году создан первый педагогический отряд, который начал работу среди воспитанников детской колонии на Толге. Преподаватель А.А. Тихонов разработал программу педагогического всеобуча родителей, а Г.В. Насонова организовала родительский университет в Кировском районе г. Ярославля. Двадцать лет факультет юного педагога готовил пополнение для нашего вуза. Кафедра активно участвовала в разработке проблем НОТ вузовского образования, вела исследовательскую работу по вопросам трудового воспитания и профессиональной ориентации. Сотрудники кафедры проводили исследование проблем сельской школы (особенно малокомплектной) совместно с работниками Академии педагогических наук СССР. В эти годы кафедру возглавлял В.Б. Успенский.

В 1980 году кафедра дала жизнь факультету подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования, просуществовавшему 12 лет и переподготовившему более 4 тысяч руководителей школ различных территорий страны. Это направление работы продолжает факультет менеджеров образования (ныне – факультет переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров), готовящий управленцев для образовательных учреждений. Он создан по инициативе кафедры в 1995 году.

В 90-х годах под руководством профессора М.И. Рожкова кафедра стала базой для создания института педагогики и психологии в рамках педагогического университета. В результате разделения кафедры были созданы новые структуры: в 1996 году – кафедра педагогических технологий (заведующая – профессор Л.В.Байбородова) и в 2000 году - кафедра социального управления (ныне – кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью) (заведующий – профессор В.Б. Успенский, с 2001 г. – профессор М.И. Рожков).

Сегодня кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент С.Л. Паладьев.

На кафедре работают кандидаты педагогических наук, доценты Г.А. Колпаков, С.Л. Паладьев, А.М. Ходырев, Д.С. Молоков, А.Б. Тишко, кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Гаврилова, кандидаты педагогических наук, старшие преподаватели Л.Н. Данилова, Е.Н. Корсикова, В.Е. Гаибова. Преподаватели кафедры теории и истории педагогики читают лекции и ведут практические занятия по основным разделам педагогики ("Введение в педагогическую деятельность", "Общие основы педагогики", "Теория обучения", "История педагогики и образования", "Управление образовательными системами", "Сравнительная педагогика", "Психология и педагогика") на девяти факультетах университета.

Кафедра активно занимается научно-исследовательской деятельностью. Для преподавателей А.М. Ходырева, Д.С. Молокова, Л.Н. Даниловой и А.Б. Тишко кафедра теории и истории педагогики была также местом обучения в аспирантуре. В настоящее время здесь обучается 8 соискателей и 5 аспирантов очного отделения:

М.Ю. Гвоздецкий, 3-й год обучения, тема диссертации – «Развитие идеи народности воспитания К.Д. Ушинского в теории и практике отечественного образования»;

В.Н. Друзин, 3-й год обучения, тема диссертации – «Профилактика и коррекция игровой компьютерной аддикции подростков»;

М.А. Лончаков, 3-й год обучения, тема диссертации – «Эстетика военного быта как фактор формирования личности младшего подростка»;

В.Е. Булдаков, 2-й год обучения, тема диссертации – «Демократизация педагогического процесса в общеобразовательной школе в СССР в период перестройки (1985-1991 гг.)»;

Е.C. Цветкова в октябре зачислена на 1-й курс дневного отделения, и находится на этапе выбора темы диссертационного исследования.

Курирует научную работу всех аспирантов к.п.н., доцент С.Л. Паладьев, под руководством которого защищено уже 12 кандидатских диссертаций.

Весной 2006 года при кафедре теории и истории педагогики открылся музей К.Д. Ушинского. Все преподаватели кафедры приняли активное участие в разработке и организации работы музея, поиске материалов для его выставок. На должность заведующей музея была назначена доцент кафедры Татьяна Николаевна Гаврилова. Помимо организации работы, она курирует общественный совет музея, способствует сбору новых материалов и экспонатов.

Основными целями музея являются увековечение памяти великого педаго­га, изучение его жизни, деятельности и наследия, формирова­ние педагогической направленнос­ти и профессионального мышления у будущих работников образования, создание условий для научной де­ятельности студентов, аспирантов и преподавателей ЯГПУ в сфере педагогической теории. Музей состоит из выставочного зала и библиотечного фонда. Вы­ставочный зал содержит следу­ющие экспозиции: "Воспитание де­тства (родители, гимназия)», «Вос­питание юности (Московский уни­верситет)", «Ярославский период в жизни и педагогической деятельнос­ти К.Д. Ушинского (Ярославль време­ни К.Д. Ушинского, Демидовский ли­цей, Ушинский в Демидовском лицее)», «Петербургский и загранич­ный период жизни и педагогической деятельности КД. Ушинского (работа в Министерстве внутренних дел, Гат­чинский сиротский институт, Смоль­ный институт благородных девиц, по­ездка за границу)», «Преемники К.Д. Ушинского», «Имени К.Д. Ушинско­го», «Света! Больше света! (гуманис­тическая педагогическая система К.Д. Ушинского)», «Ярославские ученые о К.Д. Ушинском». Одна из главных форм деятельности музея – это проведение учебных занятий со студентами, деятельности К.Д. Ушинско­го в курсах "Педагогика», "История пе­дагогики и образования» и в спецкурсе "Педагогическая система и педагоги­ческое наследие К.Д. Ушинского». Музей ведет переписку с потомками великого педагога, а также с другими музеями, занимающимися творчеством Ушинского.


Контакты

Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Которосльная наб., д. 46 В, 2й этаж, вход через музей К. Д. Ушинского
Тел.: 30-48-39
E-mail: kaf.teorped@yspu.org