Версия для слабовидящих

Направления научной деятельности — различия между версиями

Материал из Ярославский педагогический университет
Перейти к: навигация, поиск
(Научная деятельность университета)
 
(не показаны 9 промежуточные версии 2 участников)
Строка 5: Строка 5:
 
* [[Media:Положение о научно-исследовательской деятельности.pdf|Положение о научно-исследовательской деятельности]]
 
* [[Media:Положение о научно-исследовательской деятельности.pdf|Положение о научно-исследовательской деятельности]]
  
== Научно-исследовательская база ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в 2016 году ==
+
== Научно-исследовательская база ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в 2018 году ==
 
{{Научно-исследовательская база ЯГПУ}}
 
{{Научно-исследовательская база ЯГПУ}}
 
== Научная деятельность университета ==
 
2016 год стал для ЯГПУ им. К.Д. Ушинского временем дальнейшего развития научной деятельности. Национальные программы «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий» определили стратегические задачи развития НИР.
 
 
Наиболее существенные результаты были достигнуты коллективами существующих в ЯГПУ научных школ по 20 направлениям:
 
 
=== Основные научные направления (научные школы) ЯГПУ в 2016 году ===
 
{| style="border-spacing:0;"
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"|
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>'''Название научного направления '''</center>
 
 
<center>'''(научной школы)'''</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>'''Код'''</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| '''Ведущие ученые в данной области '''
 
 
'''(1–3 человека)'''
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>1</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Методология синтеза оригинальных гетероциклических соединений
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>020003</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Смирнов А.&nbsp;В.,
 
 
Корсаков М.&nbsp;К.,
 
 
Блюмина М.&nbsp;В.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>2</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Проблемы гемореологии и микроциркуляции''' '''
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>030013''' '''</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Левин В.&nbsp;Н.,
 
 
Муравьев А.&nbsp;В.,
 
 
Тихомирова И.&nbsp;А.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>3</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Власть, политика, общество в России
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>070002</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Кочешков Г.&nbsp;Н.,
 
 
Новиков М.&nbsp;В
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>4</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| История внешней и колониальной политики
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>070003</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Соколов А&nbsp;.Б.,
 
 
Ходнев А. С.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>5</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Истоки русской литературной традиции
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>100101</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Филипповский Г.&nbsp;Ю.,
 
 
Лученецкая-Бурдина И.&nbsp;Ю.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>6</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Филологические аспекты взаимодействия культур
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>100219</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Жельвис В.&nbsp;И.,
 
 
Аверина М.&nbsp;Н.,
 
 
Егорова О.&nbsp;С.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>7</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Изучение особенностей развития русского языка
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>100201</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Лагузова Е.&nbsp;Н.,
 
 
Ховрина Т.&nbsp;К.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>8</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Взаимодействие педагогов и учащихся в малочисленной сельской школе
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>130001</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Байбородова Л.&nbsp;В.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>9</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Теоретические основы педагогического регулирования социальных отношений учащихся
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>130001</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Рожков М.&nbsp;И.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>10</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Теория и практика массовой коммуникации
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>130002</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Ухова Л.&nbsp;В.,
 
 
Аниськина Н.&nbsp;В.,
 
 
Шустина И.&nbsp;В.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>11</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Теория и методика физического воспитания
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>130004</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Бурухин С.&nbsp;Ф.,
 
 
Викулов А.&nbsp;Д.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>12</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Формирование профессиональной готовности студентов к работе с ребенком раннего и дошкольного возраста в условиях непрерывного педагогического образования
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>130007</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Белкина В.&nbsp;Н.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>13</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Определение содержания и технологии подготовки учителей математики
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>130008</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Шадриков В.&nbsp;Д.,
 
 
Афанасьев В.&nbsp;В.,
 
 
Смирнов Е.&nbsp;И.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>14</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Профессиональное развитие учителя физики: инновационные технологии
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>130008</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Иродова И.&nbsp;А.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>15</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Теоретико-методологические основы исторической науки и исторического образования
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>130008</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Новиков М.&nbsp;В.,
 
 
Соколов А.&nbsp;Б.,
 
 
Перфилова Т.&nbsp;Б.
 
 
Кочешков Г.&nbsp;Н.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>16</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>130008</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Золотарева А.&nbsp;В.,
 
 
Афанасьев В.&nbsp;В.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>17</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Методология и история психологии
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>190001</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Мазилов В.&nbsp;А.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>18</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Психология профессиональной деятельности
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>190007</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Шадриков В.&nbsp;Д.,
 
 
Поваренков Ю.&nbsp;П.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>19</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Методология истории и теории культуры
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>240001</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Злотникова Т.&nbsp;С.
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>20</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Работа с детьми с отклонениями в развитии.
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>130003</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| Симановский А.&nbsp;Э.,
 
 
Тихомирова Л.&nbsp;Ф.,
 
 
Новоторцева Н.&nbsp;В.
 
 
|}
 
Для выполнения фундаментальных и прикладных исследований, было создано 12 научно-исследовательских лабораторий:
 
 
* Формирование профессиональных компетенций будущего учителя на основе фундирования опыта личности в условиях регионального университетского комплекса. Н.&nbsp;р. – доктор педагогических наук, профессор Е.&nbsp;И. Смирнов.
 
* Разработка теоретико-методологических основ исторической науки и исторического образования в России во второй половине XIX – начале XX века. Н.&nbsp;р. – доктор исторических наук, профессор М.В. Новиков.
 
* Исследование культуры России в трансформирующемся хронотопе. Н.&nbsp;р. – доктор искусствоведения, профессор Т.&nbsp;С.&nbsp;Злотникова.
 
* Лаборатория тонкого органического синтеза. Н.&nbsp;р. - доктор химических наук, профессор А.&nbsp;В. Колобов.
 
* Лаборатория компьютерной и комбинаторной химии. Н.&nbsp;р. – доктор химических наук, профессор А.&nbsp;В. Колобов.
 
* Лаборатория аналитического контроля качества научно-технической продукции. Н.&nbsp;р. – доктор химических наук, профессор А.&nbsp;В. Колобов.
 
* Изучение клеточных и молекулярных основ текучести крови, нарушений гемореологии и микроциркуляции с целью коррекции ишемических состояний тканей. Н.&nbsp;р. – доктор биологических наук, профессор А.&nbsp;В. Муравьев.
 
* Изучение теоретико-методологических основ и механизмов реализации социокультурной и миссионерской деятельности Русской православной церкви в контексте конфессиональной политики государства. Н.&nbsp;р. – доктор культурологии, доцент А.&nbsp;В.&nbsp;Еремин.
 
* Текст и контекст массовой культуры: российский дискурc. Н.&nbsp;р. – доктор искусствоведения, профессор Т.С. Злотникова.
 
* Механизмы обеспечения перфузии тканей в норме и при онкологических заболеваниях. Н.&nbsp;р. – доктор биологических наук, профессор И.А. Тихомирова.
 
* Синергия математического образования в школе и вузе на основе адаптации современных достижений в науке». Н.&nbsp;р. – доктор педагогических наук, профессор Е.&nbsp;И.&nbsp;Смирнов.
 
* Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью средствами дополнительного профессионального образования. Н.&nbsp;р. – доктор педагогических наук, профессор А.&nbsp;В.&nbsp;Золотарева.
 
 
В 2016 году был открыт Центр трансфера фармацевтических технологий имени М.В. Дорогова, началось выполнение заказных НИР по разработке новых лекарственных субстанций. Велось сотрудничество с фармацевтическими предприятиями региона и страны: «Р-фарм», «Нико-Мед» и др. В 2016 году продолжалось сотрудничество с Институтом Химического разнообразия.
 
 
Всего в университете действовало 5 научных образовательных центров, 12 научных лабораторий, 7 научно-методических центров.
 
 
В 2016 году ученый совет университета, ректорат прилагали усилия с целью совершенствования управления и организации научных исследований. Вопросы постановки НИР и НИРС рассматривались ученым советом университета, по ним принимались решения принципиального характера:
 
 
# Институтам, факультетам и кафедрам считать приоритетной задачей привлечение дополнительного бюджетного и внебюджетного финансирования научных исследований.
 
# Отделу аспирантуры и докторантуры при назначении научных руководителей аспирантов учитывать эффективность их руководства аспирантами в предыдущие годы.
 
# Редакционно-издательскому отделу и библиотеке университета в течение 2016 года создать систему ввода публикаций преподавателей и сотрудников в наукометрическую систему РИНЦ.
 
# Председателям диссертационных советов обратить внимание членов советов на необходимость ежегодных ваковских публикаций по теме своей специальности в диссертационном совете.
 
# Директорам институтов и деканам факультетов с целью повышения конкурентоспособности выпускников бакалавриата на рынке труда шире использовать возможности дополнительного образования, предоставляемые ФДПО.
 
# Считать обязательным для факультетов наличие не менее 10 иностранных студентов, обучающихся по ООП очной формы обучения и в рамках академической мобильности.
 
# Заведующим кафедрами в отчетах по научной работе в первоочередном порядке анализировать те разделы своей деятельности, которые входят в число приоритетных показателей Минобрнауки России – финансирование научных исследований, эффективность работы аспирантуры и докторантуры, публикация статей в ведущих российских и зарубежных журналах, оформление результатов интеллектуальной деятельности, проведение научных конференций, реализация программ дополнительного профессионального образования.
 
 
В течение 2016 г. ЯГПУ продолжал работу с местной администрацией по развитию научной инфраструктуры Ярославской области.
 
 
В 2016 году процедуру государственной регистрации и получения статуса объекта интеллектуальной собственности (ОИС) прошли 10 результатов интеллектуальной деятельности (РИД).
 
 
В 2016 году получено:
 
 
* Патентов - 0
 
* Свидетельств о регистрации программ для ПЭВМ - 8;
 
* Свидетельств о регистрации баз данных- 2.
 
 
Зарегистрировано 8 ноу-хау.
 
 
Всего за отчетный период оформлено и зарегистрировано в ФИПС 6 заявок:
 
 
* на изобретение – 1;
 
 
* на базы данных – 1;
 
* на программы для ПЭВМ - 4.
 
 
На 01.01.2017 года в ФИПС находится на рассмотрении 1 заявка на изобретение. На рассмотрении в комиссии университета по оценке РИД находится 4 заявки на изобретения и одна заявка на базу данных.
 
 
В целом на 01.01.2017 года ЯГПУ им. К.Д. Ушинского является правообладателем 252 объектов интеллектуальной собственности (включая ноу-хау).
 
 
В 2016 году на баланс университета поставлено 17 объектов интеллектуальной собственности (ОИС) на сумму свыше 164 тыс. рублей.
 
 
Всего на 01.01.2016 года на балансе университета числится 55 ОИС общей стоимостью 564&nbsp;239, 8 рублей.
 
 
Активное участие в инновационной деятельности ЯГПУ им. К.Д. Ушинского принимают свыше 90 человек.
 
 
В ЯГПУ им. К.Д. Ушинского действует 4 малых инновационных предприятия:
 
 
1. ООО "АДИЯр". Юридический/почтовый адрес: 150000, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1. ИНН 7604219310, ОГРН 1127604001326.
 
 
2. ООО "ИТ Учет". Юридический/почтовый адрес: 152909, Ярославская обл., Рыбинский р-н, г. Рыбинск, ул. Пятилетки, 82. ИНН 7610094884, ОГРН 112761000308.
 
 
3. ООО "Реомед". Юридический/почтовый адрес: 150000, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1. ИНН 7604219302, ОГРН 1127604001337.
 
 
4. ООО "ЯРС". Юридический/почтовый адрес: 150000, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1. ИНН 7604219292, ОГРН 1127604001304.
 
 
Двадцать из пятидесяти тем тематического плана вуза, по которым проводились научно-исследовательские работы в 2016 году, посвящены психолого-педагогическим, методологическим и методическим проблемам высшего образования. Среди них:
 
 
1. Формирование профессиональной готовности студентов к работе с ребенком раннего и дошкольного возраста в условиях УПК "Педколледж-вуз". Н. р. – В.&nbsp;Н. Белкина, д.пед.н. проф., зав. каф. дошкольной педагогики и психологии.
 
 
2. Педагогические идеи К.Д. Ушинского и школа: история и современность. Н. р. – С.&nbsp;Л.&nbsp;Паладьев, к.пед.н., доц. каф. теории и истории педагогики.
 
 
3. Индивидуально-ориентированное обучение и воспитание сельских школьников. Н. р. – Л.В. Байбородова, д.пед.н., проф., зав. каф. педагогических технологий.
 
 
4. Специальные педагогические средства развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья как условие адекватной социализации. Н. р. – Н.&nbsp;В. Новоторцева, к..пед.н., проф., зав. каф. специальной (коррекционной) педагогики.
 
 
5. Методологические, теоретические и прикладные проблемы психологии субъекта. Н.&nbsp;р. – В.&nbsp;А. Мазилов, д.&nbsp;психол. н., проф., зав. каф. общей и социальной психологии.
 
 
6. Научно-методическое обеспечение подготовки специалистов социальной сферы. Н.&nbsp;р. – М.&nbsp;И. Рожков, д.&nbsp;пед.&nbsp;н., проф.&nbsp;каф. социальной педагогики и организации работы с молодежью.
 
 
7. Технология наглядно-модельного обучения математике. Н.&nbsp;р. – Е.&nbsp;И. Смирнов, д.&nbsp;пед.&nbsp;н., проф., зав. каф. математического анализа, теории и методики обучения математики.
 
 
8. Моделирование исследовательской деятельности в учебном процессе, как средство повышения методической подготовки учителя математики. Н.&nbsp;р. – А.&nbsp;В. Ястребов, д. пед.&nbsp;н., проф. каф. математического анализа, теории и методики обучения математики.
 
 
9. Рационализация самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин. Н. р. – В.&nbsp;В.&nbsp;Афанасьев, д. пед. наук, профессор, зав. каф. геометрии.
 
 
10. Совершенствование содержания методов и усиление педагогической направленности преподавания дисциплин на педагогическом факультете. Н.&nbsp;р. – С.&nbsp;Г. Макеева, д.&nbsp;пед.&nbsp;н., проф., зав. каф. методики преподавания филологических дисциплин.
 
 
11. Дополнительное образование детей, как фактор развития региональной системы образования. Н.&nbsp;р.&nbsp;– А.&nbsp;В.&nbsp;Золотарева, д. пед. наук, проф. каф. управления образованием.
 
 
12. Профессиональное развитие учителя физики: инновационные технологии. Н.&nbsp;р.&nbsp;– И.&nbsp;А.&nbsp;Иродова, д.&nbsp;пед.&nbsp;н., проф., зав. каф.&nbsp;физики и информационных технологий.
 
 
13. Профильная подготовка учителей начальных классов в рамках направления 540600 – «Педагогика» по естественно-математическим дисциплинам. Н.&nbsp;р. – И.&nbsp;В.&nbsp;Налимова, к.&nbsp;пед.&nbsp;н., доц. ,зав. каф. естественно-математических. дисциплин в нач. школе.
 
 
14. Совершенствование содержания и методов музыкально-художественного образования в условиях его модернизации. Н. р. – А.&nbsp;В. Плохов, канд. искусствоведения, доц., зав. каф. теории и методики музыкально-художественного воспитания.
 
 
15. Определение содержания и новых технологий обучения истории и обществоведению в общеобразовательных и высшей профессиональной школе. Н. р. – А.&nbsp;Б.&nbsp;Соколов, д.&nbsp;ист.&nbsp;н., проф., зав. каф. методики преподав. истории и обществоведческих дисциплин.
 
 
16. Психология субъекта образовательного процесса. Н.&nbsp;р. – Н.&nbsp;В.&nbsp;Нижегородцева, д.&nbsp;психол.&nbsp;н., проф., зав. каф. педагогической психологии.
 
 
17. Психолого-педагогические основы совершенствования современного педагогического и школьного образования. Н.&nbsp;р. – Е.&nbsp;В.&nbsp;Карпова, д.&nbsp;психол.&nbsp;н., проф., зав. каф. педагогики и психологии начального обучения.
 
 
18. Разработка научно-методического обеспечения дистанционного повышения квалификации педагогов и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами. Н.&nbsp;р.- А.Э. Симановский, д. пед. н., проф., зав. каф. коррекционной педагогики.
 
 
19. Совершенствование процесса подготовки студентов к работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Н.&nbsp;р. – Л.&nbsp;Ф.&nbsp;Тихомирова, д.&nbsp;пед.&nbsp;н., проф., зав. каф. олигофренопедагогики.
 
 
20. Модернизация системы дополнительного профессионального образования в современных условиях. Н.&nbsp;р. – М.В. Новиков, д.&nbsp;ист.&nbsp;н., проф., зав. каф. теории и методики профессионального образования.
 
 
В 2016 году в 4 диссертационных советах ЯГПУ защищены следующие кандидатские диссертации:
 
 
1. Егорова Юлия Сергеевна. Тема: «Взаимоотношения Русской Православной церкви и Российско-американской компании в контексте колониальной политики Российской империи на Аляске (1793–1867 гг.)».
 
 
2. Любимова Екатерина Александровна. Тема: «Социокультурный феномен советских праздников первого послереволюционного десятилетия (по материалам Ярославской губернии)».
 
 
3. Малеина Екатерина Александровна. Тема: «Интеграция СМИ и INTERNET в современной российской культуре».
 
 
4. Фёдорова Оксана Николаевна. Тема: «Методическая система профессионально-ориентированного обучения математике в колледжах технического профиля».
 
 
5. Мищук Анастасия Николаевна. Тема: «Оборот материальных культурных ценностей в современном мире (культурно-правовые аспекты)».
 
 
6. Ратушняк Денис Юрьевич. Тема: «Подготовка студентов медицинского колледжа к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности».
 
 
7. Корнева Ольга Сергеевна. Тема: «Формирование информационной компетентности будущих экономистов на основе концепции фундирования».
 
 
8. Захватова Екатерина Алексеевна. Тема: «Риторическая функция интонации сценического монолога».
 
 
9. Алексеева Виктория Николаевна. Тема: «Ассоциативное поле советизмов 1920-1930-х гг. (на материале англоязычных изданий романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова)».
 
 
10. Григорян Армине Азатовна. Тема: «Терминология современного делопроизводства (исторический, системный и лексикографический аспекты)».
 
 
11. Гаврилова Лиана Анатольевна. Тема: «Диалогичность как принцип организации “Дневника Писателя” Ф.&nbsp;М. Достоевского».
 
 
Докторские диссертации:
 
 
1. Личак Наталия Алексеевна. Тема: «Организация сохранения памятников искусства и старины в 1920–1930-х гг (по мат. губерний Центр-промышленной области)».
 
 
2. Грицай Людмила Александровна. Тема: «Развитие родительской культуры в традициях отечественной педагогики XII–XX веков: парадигмальный подход».
 
 
В 2016 году в научный процесс было вовлечено 1902 студента, в том числе 498 принимали участие в исследованиях по тематическому плану кафедр, 40 – в финансируемых исследованиях. Студентами ЯГПУ подготовлено и сделано 1137 доклада на научных конференциях различного уровня: вузовских, региональных, федеральных и международных, опубликовано 506 научных работ, в том числе 19 в изданиях перечня ВАК, 24 – в зарубежных изданиях.
 
 
Университет сохранил свои позиции в молодежных научных конкурсах различного уровня. В 2016 г. около 500 студенческих работ были поданы на различные конкурсы НИР. Из них 11 на открытые конкурсы, проводимые по приказам федеральных органов исполнительной власти, и 50 на областные конкурсы.
 
 
На всероссийских и международных мероприятиях 105 студентов университета стали победителями. Получены пять грантов, две стипендии Президента Российской Федерации, пять стипендий Правительства Российской Федерации, 15 именных стипендий Губернатора Ярославской области талантливым студентам, 6 стипендий Губернатора области талантливым аспирантам, 5 стипендий Губернатора области студентам, обучающимся по приоритетным в Ярославской области образовательным программам высшего образования, три премии для поддержки талантливой молодёжи, одну стипендию имени Ф.&nbsp;Г.&nbsp;Волкова, одну стипендию имени В.&nbsp;В.&nbsp;Терешковой, 55 медалей.
 
 
Молодым изобретателем Александром Игнатовым (ЕГФ) в соавторстве получены 1 свидетельство о государственной регистрации программ ЭВМ и 1 свидетельство о государственной регистрации базы данных.
 
 
Развитие материально-технической базы научно-исследовательской работы осуществлялось за счет бюджетных и внебюджетных источников. Внебюджетные средства ЯГПУ для развития материально-технической базы составили 388,3 тыс. рублей.
 
 
Увеличение материальной базы вуза позволило ЯГПУ в 2016 году продолжить модернизацию локальной вычислительной сети с использованием технологий передачи данных по оптоволокну. Введен в эксплуатацию видеосервер. Это позволило реализовать технологию передачи потокового видео для проведения видеоконференций, вебинаров, учебных занятий и трансляции заседаний диссертационных советов по защитам диссертаций. Расширена полоса пропускания канала доступа в интернет до 50 Мб/с.
 
 
В системе дистанционного образования на базе Moodle реализовано 255 учебных курсов, по которым занимаются 3108 пользователей. Аттестовано рабочее место для работы в Автоматизированной системе «Единая государственная информационная система мониторинга процессов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» (ЕГИСМ).
 
 
Продолжалась работа по модернизации электронной системы управления образовательным учреждением (введены в эксплуатацию [http://brs.yspu.org/ Электронная среда фиксации успеваемости студентов (БРС)] и модуль Заполнения форм заявок на приобретение материальных ценностей).
 
 
=== Финансирование научной деятельности ===
 
В 2016 году, как и в предыдущие годы, научные исследования в университете осуществлялись за счет федеральных, внешних и собственных средств. Большое значение имели хоздоговорные работы.
 
 
В 2016 году объем финансирования составил 62,9 млн. рублей.
 
 
=== Финансирование НИР из средств федерального бюджета в 2012-2016 г. ===
 
{| style="border-spacing:0;"
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"|
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>'''2012'''</center>
 
 
<center>(млн. руб.)</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>'''2013'''</center>
 
 
<center>(млн. руб.)</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>'''2014'''</center>
 
 
<center>(млн. руб.)</center>
 
| style="border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>'''2015'''</center>
 
 
<center>(млн. руб.)</center>
 
| style="border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>'''2016'''</center>
 
 
<center>(млн. руб.)</center>
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| '''Общий объем финансирования'''
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>188, 9</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>132,2 </center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>634,1</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>105,3 </center>
 
| style="border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>32,6 </center>
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 1.Задания Министерства образования и науки РФ
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>12,5 </center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>11,8</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>12,0</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>6,2 </center>
 
| style="border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>4,5 </center>
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 3. Постановление Правительства РФ № 218; ФЦП "Развитие фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года"
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>70</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>12,8</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>510,8 </center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>12,2 </center>
 
| style="border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>12,0</center>
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 4. Региональный бюджет
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 0,9
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 0,7
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 0,6
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>0,03</center>
 
| style="border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>0,1</center>
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 4.Государственные фонды РНФ, РГНФ, РФФИ
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>2,9 </center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>3,6</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>11,3</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>105,3 </center>
 
| style="border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>16 </center>
 
 
|}
 
 
=== Перечень источников финансирования научной деятельности ЯГПУ в 2012-2016 гг. ===
 
{| style="border-spacing:0;"
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"|
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>'''2012'''</center>
 
 
<center>(млн. руб.)</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>'''2013'''</center>
 
 
<center>(млн. руб.)</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>'''2014'''</center>
 
 
<center>(млн. руб.)</center>
 
| style="border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>'''2015'''</center>
 
 
<center>(млн. руб.)</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>'''2016'''</center>
 
 
<center>(млн. руб.)</center>
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| '''Федеральный бюджет'''
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 188,9
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 132,2
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 634,1
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>105,3</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>32,6</center>
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| '''Региональный бюджет'''
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 0,9
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 0,7
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 0,6
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>0,03</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>0,09</center>
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| '''Внебюджетные средства'''
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 9,8
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 10,5
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 10,9
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>15,3</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>26,05 </center>
 
 
|-
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| '''Внебюджетные средства ЯГПУ'''
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 9,6
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 6,2
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| 7,5
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>5,7</center>
 
| style="background-color:#ffffff;border:0.018cm solid #00000a;padding:0cm;"| <center>4,2</center>
 
 
|}
 
В 2016 году продолжались исследования научных коллективов под руководством профессоров Т.&nbsp;С.&nbsp;Злотниковой и И.&nbsp;А.&nbsp;Тихомировой, финансируемые Российским научным фондом: «Текст и контекст массовой культуры: российский дискурc», «Механизмы обеспечения перфузии тканей в норме и при онкологических заболеваниях». Финансирование данных проектов составило 9,9 млн. рублей.
 
 
В 2016 году Российский научный фонд поддержал проект «Синергия математического образования в школе и вузе на основе адаптации современных достижений в науке» под руководством доктора педагогических наук, профессора Е.&nbsp;И.&nbsp;Смирнова. Финансирование в 2016 году восставило 4 млн рублей.
 
 
Всего в ЯГПУ были выполнены исследования по 65 коллективным темам, из них 24 финансировались из внешних источников.
 
 
В 2016 году велась работа над проектами, финансируемыми федеральными фондами РГНФ и РФФИ: «Проблема факта в психологии» (грант РГНФ № 15-06-10716/15, н.&nbsp;р.– д.&nbsp;психол.&nbsp;наук, профессор В.&nbsp;А.&nbsp;Мазилов); «Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества» (грант РГНФ 15-06-10290/15, н.&nbsp;р. – д.&nbsp;психол.&nbsp;наук, профессор Ю.&nbsp;П.&nbsp;Поваренков); «Пограничность как философско-эстетический модус русской культуры» (грант РГНФ №: 15-03-00655/15, н.&nbsp;р. – д.&nbsp;культурологии, профессор Т.&nbsp;И.&nbsp;Ерохина); «Роль циклических нуклеотидов и фосфодиэстераз в трансдукции сигнала в эритроцитах человека в ответ физиологические и фармакологические стимулы» (грант РФФИ № 14-04-01703-а, н.&nbsp;р. – д.&nbsp;биол.&nbsp;наук, профессор И.&nbsp;А.&nbsp;Тихомирова); «Исследование механизмов агрегации эритроцитов: анализ «мостиковой» теории» (Грант РФФИ № 16-32-50119, н.&nbsp;р. – д.&nbsp;биол.&nbsp;наук, профессор А.&nbsp;В.&nbsp;Муравьев).
 
 
В 2016 году научный коллектив под руководством М.&nbsp;К. Корсакова выполнял работу по проекту, финансируемому Министерством образования и науки Российской Федерации. Направление финансирования: доклинические исследования лекарственного средства на основе амида 3-имидазол-замещенной-4,5-дигидроизоксазолкарбоновой кислоты для лечения ревматоидного артрита. Государственный контракт № 14.N08.11.0124 целях обеспечения реализации мероприятия 2.5 «Доклинические исследования инновационных лекарственных средств» федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (VI очередь). Сумма финансирования в 2016 году составила 12 млн.&nbsp;рублей.
 
 
В 2016 году сотрудники и преподаватели вуза приняли участие в более чем 130 различных конкурсах и проектах.
 
 
В 2016 году Ученый совет признал итоги НИР успешными, отвечающими задачам и концепции развития ЯГПУ, что свидетельствует о правильной стратегии развития научной деятельности в ЯГПУ – сближение результатов научной деятельности с образовательным процессом.
 
  
 
==Основные научные направления (научные школы) ЯГПУ им. К.Д. Ушинского==
 
==Основные научные направления (научные школы) ЯГПУ им. К.Д. Ушинского==

Текущая версия на 14:31, 6 июня 2019

Отдел научных исследований
Меню
Перейти: Наука

Документы

Научно-исследовательская база ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в 2018 году

1. Институты - 1.

  • Институт межкультурных коммуникаций.

2. Научно-исследовательские, научно-образовательные центры - 4.

  • Центр трансфера фармацевтических технологий имени М.В. Дорогова.
  • Национальный научно-исследовательский центр «Мир русской провинции».
  • Научно - образовательный центр «Культуроцентричность научно-образовательной деятельности».
  • Межвузовский центр «Новая дидактика».

3. Научно-исследовательские лаборатории - 10.

  • Разработка оценочных материалов для измерения сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета.
  • Изучение теоретико-методологических основ исторической науки в России в XIX - в начале XX в.
  • Методология интеграции психологии: от интеграции психологического знания к интеграции психологического сообщества.
  • Исследование проблем повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) качеством их предоставления педагогами дополнительного образования с учетом требований профессионального стандарта педагога.
  • Лаборатория тонкого органического синтеза.
  • Лаборатория компьютерной и комбинаторной химии.
  • Лаборатория аналитического контроля качества научно-технической продукции
  • Текст и контекст массовой культуры: российский дискурc.
  • Синергия математического образования в школе и вузе на основе адаптации современных достижений в науке.
  • Формирование и развитие педагогической одаренности.

4. Научно-методические центры - 7.

  • Междисциплинарный центр по дидактике высшей школы.
  • Научно-методический центр организации работы с молодежью.
  • Центр социально-политических исследований.
  • Центр теории и практики речевой коммуникации.
  • Региональный центр лингвистических исследований имени Г.Г. Мельниченко.
  • Центр психодиагностики ИПП.
  • Научно методический центр по работе с одаренными детьми и молодежью.

5. Музеи - 4.

  • Зоологический музей.
  • Геологический музей.
  • Музей истории ЯГПУ.
  • Музей К.Д. Ушинского.

6. Ботанический сад - 1.

7. Обсерватория - 1.

Основные научные направления (научные школы) ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Название научного направления (научной школы)
Код
Ведущие ученые в данной области
1. Методология синтеза оригинальных гетероциклических соединений 020003 Корсаков М.К.,

Котов А.Д.

2. Проблемы гемореологии и микроциркуляции 030013 Левин В.Н., Муравьев А.В., Тихомирова И.А.


3. Власть, политика, общество в России 070002 Кочешков Г.Н., Новиков М.В


4. История внешней и колониальной политики 070003 Соколов А.Б.

Ходнев А.С.


5. Истоки русской литературной традиции 100101 Филипповский Г.Ю.

Лученецкая-Бурдина И.Ю.

6. Филологические аспекты взаимодействия культур 100219 Жельвис В.И.

Аверина М.Н. Егорова О.С.

7. Изучение особенностей развития русского языка 100201 Лагузова Е.Н.,

Ховрина Т. К.

8. Взаимодействие педагогов и учащихся в малочисленной сельской школе 130001 Байбородова Л.В.
9. Теоретические основы педагогического регулирования социальных отношений учащихся 130001 Рожков М.И.
10. Теория и практика массовой коммуникации 130002 Ухова Л.В.

Аниськина Н.В. Шустина И.В.

11. Теория и методика физического воспитания 130004 Бурухин С.Ф.


12. Формирование профессиональной готовности студентов к работе с ребенком раннего и дошкольного возраста в условиях непрерывного педагогического образования 130007 Белкина В.Н.
13. Определение содержания и технологии подготовки учителей математики 130008 Шадриков В.Д.

Афанасьев В.В. Смирнов Е.И.

14. Профессиональное развитие учителя физики: инновационные технологии 130008 Иродова И.А.
15. Теоретико-методологические основы исторической науки и исторического образования 130008 Новиков М.В.

Соколов А.Б. Перфилова Т.Б. Кочешков Г.Н.

16. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования 130008 Золотарева А.В.

Афанасьев В.В.

17. Методология и история психологии 190001 Мазилов В.А.
18. Психология профессиональной деятельности 190007 Шадриков В.Д.

Поваренков Ю.П.

19. Методология истории и теории культуры 240001 Злотникова Т.С.

Ерохина Т.И. Летина Н.Н. Густякова Д.Ю.

20. Работа с детьми с отклонениями в развитии 130003 Симановский А.Э.

Тихомирова Л.Ф.